НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Борисова Н.А., Ястребкова Н.В., Бедарева О.В., Михай М.П. Профстандарт педагога ДОО

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Профессор, главный редактор издательст­ва «Педагогический поиск» Владимир Михайлович Лизинский сказал: «Педагог - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». За последние годы в системе образования произошли большие изменения. Был принят Закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г), по которому дошкольное образование стало первой ступенью системы образования, были приняты новые образовательные стандарты.
И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к труду. Требования к деятельности педагога, предъявляемые ранее – устарели. Раньше педагог был главным носителем знаний, а сейчас информационная функция педагога будет снижаться. Ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.
Педагогу необходимо полное овладение современными информационно-коммуникативными технологиями, знание и использование социальных сетей.
Педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем. Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся).
В современном, постоянно меняющемся мире, сложно двигаться к цели воспитания и образования гармонично-развитой личности, если не меняться самому, не следовать запросам общества. А запросы общества уже изменились. Дети требуют от педагога все новых компетенций. Образование стало инклюзивным. Вместе обучаются дети с разным физическим и психическим развитием. Практически все ребята имеют в анамнезе какой-либо диагноз. Сейчас необходимо так организовать деятельность педагога, чтобы он умел понять, принять и использовать рекомендации специалистов во благо ребенка.
Ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей: мигрантами, сиротами, одаренными, инвалидами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и т.д.
Перестроиться и начать оценивать деятельность педагога и детского сада не только по работе с успешными, но и с трудными детьми.
Поэтому стандарт-это тот минимум, от которого должен отталкиваться педагог в своей деятельности, на что ориентироваться и чему обязан соответствовать.
Авторы документа надеются, что стандарт сумеет повысить интерес и увеличить ответственность педагогов за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта
Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию всех педагогических работников к труду и качеству образования. Данный документ будет применяться руководителями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, будет применяться при разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. В профстандарте определяются основные требования к квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
Профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, стандарты на уровне образовательного учреждения могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику. Документ является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы, (т. е. есть стандарт воспитателя ДОУ, стандарт учителя нач. школы, стандарт учителя средней школы т.д.).
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка, и выдвигает требования к личностным качествам педагога.
В соответствии со стратегией современного образования, профстандарт существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу в решении новых стоящих перед ним проблем.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важнейшая роль отводится методическому сопровождению воспитательно - образовательного процесса. Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ нового поколения на основе передовых педагогических технологий.
Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Поэтому современная образовательная организация в условиях модернизации образования нуждается в «новом» типе педагога: творчески думающем, владеющем современными методами и технологиями образования, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать конечный результат.
В ФГОС ДО указано, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей». Профессиональный стандарт педагога, также указывает на развитие профессионально значимых компетенций, необходимых педагогу для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития. У педагога должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек Стандарта. Считается, что их достаточный уровень позволит педагогу самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.
Компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность педагога – включает в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности).
Основные виды профессиональной компетентности педагога:
-Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
-Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
-Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, устойчивость к стрессам.
-Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, умение правильно общаться с родителями воспитанников. Это одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.
- ИКТ-компетентность - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач. ИКТ-компетентность, дифференцируется на три уровня:
1.Общепользовательская. (К этой компетентности можно отнести простейшие умения: фото - и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.)
2. Общепедагогическая. (Данный компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога: планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.)
3.Предметно-педагогическая. (Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать).
Кроме основных, выделяют следующие виды компетентностей:
•           Компетенция в ведении образовательного процесса;
•           Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников;
•           Компетенция в организации воспитательной работы;
•           Компетентность в выстраивании ИОМ воспитанников;
•           Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ;
•           Компетентность во владении современными образовательными технологиями;
•           Компетентность профессионально-личностного совершенствования;
•           Креативная компетентность педагога;
•           Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;
•           Компетентность в создании предметно-пространственной среды.
В части 5 профессионального стандарта определены профессиональные компетенции воспитателя дошкольного учреждения.
Педагог дошкольного образования должен:
1.Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Также профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать новые пути и методы работы с детьми и при этом стараться использовать лучший педагогический опыт.
И если всё это у нас будет, и мы будем соответствовать вышеперечисленным требованиям, то мы достойны звания современного профессионального педагога. И сможем гордиться этим.
Библиографический список
1. «Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования» приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н
2. Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ разных видов / И.Н. Асаева. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – No112.– С. 79-87
3. Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. / Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. - М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
2019