Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Гусейнова О.А. Значение прогулок для экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Гусейнова О.А.Значение прогулок для экологического образования детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

Экологическое образование – одно из направлений психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание», успешно решающее задачи формирования у дошкольников целостной картины мира, развитие познавательной исследовательской деятельности, расширение кругозора. Виноградова рассматривает экологическое образование дошкольников как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Основная задача экологического образования в старшем дошкольном возрасте - формировать у детей понимание существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологических факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Детей старшего дошкольного возраста также знакомят с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, просто сказать ребёнку, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом, и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров.

Одна из важных задач экологического образования детей старшего дошкольного возраста – выработать одинаково бережное отношение ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

Во время прогулок на участке детского сада или вне его осуществляется повседневное ознакомление с природой. Ознакомление дошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания, поэтому содержание прогулки значительно меньше по объему, чем на экскурсии.

На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменениями погоды в разные сезоны целесообразнее организовать на прогулках. При этом детей знакомят с повседневными изменениями природы, например, таянием снега, набуханием почек и т.д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений и подкормки пернатых на прогулках.

В воспитательно-образовательной работе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь: представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневного ознакомления с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, а знания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Прогулка– одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства. В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

Каждая прогулка структурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная
физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность.

Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

В
процессе организации
прогулок
помимо формирования физического развития у
ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

П. Г. Саморукова отмечает, что наблюдение - оптимальный метод экологического воспитания на трех линиях развития - чувство, познание, творчество. Опосредованное познание природы, считает она, (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.), имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от наблюдения в ходе непосредственного контакта с объектами природы.

Ежедневные наблюдения на прогулке
обогащают представления детей о мире природы, людей; обогащают детские этические представления. Во время наблюдения ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, у него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе - это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года - во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это - ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основой физического здоров.

Таким образом, правильно организованная и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей и сохранения жизни и здоровья дошкольников.

Библиографический список:

1. Ашиков, В.И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - М., 2014. - 134 с.

2. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей// Ребенок в детском саду/ Л. Балаценко. - 2006. - 167 с.

3. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд./ Н.Ф. Виноградова. - М., 2002. - 167 с.

4.Гайдаренко Е. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых: нескучная энциклопедия. - Д.: Сталкер,2012.-448с.

5. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2000. - 127 с.

6. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2000. - 156 с.

7. Лучич, М.В. Детям о природе/ М.В. Лучич. - М., 2002. - 356 с.

8.Николаева С.Н. Юный эколог: Парциальная программа. М.: Мозаика-Синтез,2016. 110с.

9.Рунова М.А. и др. Ознакомление с природой через движение: интегрированные занятия. - М., 2006.

10.Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПБ.: 1998.

11. Как ознакомить дошкольников с природой / под ред. П.Г. Саморуковой. - М., 2003. - 198 с

12. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям».
2023