Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf
Детская книга это средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. В. А. Сухомлинский считал, что «чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Книга помогает воспитателю формировать нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие, способствует развитию речи, даёт образцы русского литературного языка.
Распоряжением Губернатора Белгородской области от 5 декабря 2017 года №983 «О проведении в Белгородской области в 2018 году Года детского чтения».
Цель проведения Года заключается в продвижении книги, чтения и библиотеки в детскую среду, привлечении внимания общественности к проблемам детского чтения, стремлении подчеркнуть влияние литературы и чтения на образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, включать средства обучения, материалы, инвентарь, инструменты, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование. Регулярные занятия в уголках группы способствуют формированию и развитию умений детей во всех видах образовательной деятельности: познавательной, художественно-эстетической, игровой, двигательной, речевой, трудовой.
Воспитатели старшей логопедической группы «Конфетка» МДОУ Новоуколовского детского сада общеразвивающего вида «Росинка» Красненского района Белгородской области решили расширить Центр Книги в группе.
Центр книги в нашей группе необходимый элемент предметной среды, форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая познавательный интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть её; является средством формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе, становится важной частью духовной жизни старшего дошкольника, даёт возможность проявить литературные пристрастия, выразить индивидуальные интересы.
При организации центра опирались на принцип многообразия интересов детей.
В центре имеются: мини библиотека с художественным произведениями детских писателей, небольшой набор энциклопедий «Хочу всё знать», детские газеты и журналы («Кораблик», «Филиппок» и др.). Каждый органайзер содержит не только надпись, но и эмблему, которая позволяет детям группы ориентироваться в жанровом содержании книг.
Воспитатели с помощью библиотекарей Новоуколовской модельной библиотеки осуществляют тематический подбор книг с произведениями авторов - юбиляров. В группе прошли тематические выставки: «Наш любимый А.С.Пушкин», «Стихи Е. Благининой» и другие.
В осенне-зимний период воспитатели группы организуют буккроссинг «Поделись книгой».
В Центре Книги имеется набор Аудиокниг – это современное изобретение, которое читает профессиональный чтец. Когда дошкольник слушает аудиокниги, у него развивается память. Прослушав аудиосказку, ребёнок, скорее всего, захочет поделиться тем, что он услышал и запомнил, с близкими ему людьми: мамой, папой, бабушкой или дедушкой, старшими братьями или сестрами, сверстниками в группе. Таким образом, ребёнок тренирует и развивает свою память. Кроме того, пересказывая услышанное, дошкольник развивает и свою речь.
При создании набора аудиокниг воспитатели старались подобрать те записи, которые озвучивают профессиональные артисты. Слушая профессиональную озвучку, ребенок невольно подражает актерским интонациям, учится правильному произношению слов и фраз. Помимо этого, профессионально озвученные аудиокниги способствуют тому, что у детей начинают вырабатываться первичные артистические данные и умение общаться. Такие данные и такое умение очень может пригодиться в дальнейшей жизни. Во многих аудиосказках звучит классическая музыка, слушая которую, малыш развивает в себе музыкальность и высокий эстетический вкус.
В центре имеется подборка с фотографиями писателей, с которыми в свободное время устраивается игра «Назови писателя».
Для организации полюбившейся нашим воспитанникам сюжетно-ролевой игры «Библиотека» имеются атрибуты: формуляры, ручки, закладки, алгоритм обращения с книгой.
Дошкольники группы с удовольствием принимают участие в изготовлении книг самоделок, которые в дальнейшем часто пересматривают. Большой любовью пользуются книжки самоделки созданные вместе с родителями, которые содержать любимые стихи и сказки.
В нашем Центре Книги имеются паки творческих работ детей по мотивам художественных произведений «Цветик семицветик», «Цветной мир».
Для более полного речевого развития воспитанников группы собраны картотеки дидактических игр и сюжетных картинок для составления рассказов.
Воспитание трудолюбия и бережного отношения к книге осуществляется через организацию игры «Книжкина больница». С помощью «Аптечки для книг», в которой имеется липкая лента разных видов, ножницы, клей, линейка, простые карандаши, воспитатели и воспитанники ухаживают и следят за опрятностью книг группы.
Для центра книги специально выделено и оформлено легко доступное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы.
Для создания атмосферы уюта, волшебства, таинства воспитатели смастерили камин,
у которого проходят совместные чтения.
Такое наполнение Центра Книги позволяет:
Детям:
- позволяет ребенку общаться с книгой;
- приобщать к словесному искусству;
- обогащать эстетические чувства воспитанников;
- развивать речь и познавательный интерес;
- формировать начальные навыки культуры чтения;
- воспитывать предпосылки истинного любителя книги.
Воспитателям: нашей группы даёт возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.
Библиографический список
1. Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34.2. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.-№ 8.-С. 39-41.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
4. Прудовская, С. Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. - М.: Чистые пруды, 2007. - 30 с.