НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Булыгина Е. Л., Берестнева В. В. Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников



Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Наиболее частые проблемы речи детей дошкольного возраста:
- речь детей односложная, состоящая из простых предложений,
-дети не могут самостоятельно грамматически правильно построить предложение,
- речь бедная,
- маленький словарный запас,
- дети с маленького возраста употребляют слова-паразиты;,
-недостаточно развита диалогическая речь: дети не могут самостоятельно правильно сформулировать вопрос и ответ,
-дети не способны, без помощи взрослого, составить описательный рассказ,
-в речи детей отсутствуют навыки культуры речи: не используют интонацию в речи, не регулируют громкость голоса и темп речи и т. д.,
- у детей зачастую плохая дикция.
С раннего возраста важно детей учить последовательно излагать мысли, говорить полным предложением, последовательно рассказывать о каких-нибудь событиях из окружающей жизни.
Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
По мнению многих ученых важным фактором, который облегчает процее становления речи является наглядность. Ведь если ребенок видит, ему легче об этом рассказать, составить короткий описательный рассказ, назвать характерные признаки, действия предметов и т.п. Создание плана высказывания- важный фактор, облегчающий процесс становления связной речи.
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.
В настоящее время использование мнемотехники стало актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Ребенок воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем припоминая по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Давно известно, что образы - это язык мозга. В первую очередь- это зрительные образы. Мнемотехника и является такой программой, которая позволяет человеку общаться с мозгом, дает мозгу команду «запомнить». Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.
Запоминание достигается путем образования ассоциаций.
Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, представление. Людям трудно запоминать информацию с абстрактным и неизвестным значением. Выученная информация, стирается из памяти через некоторое время. А для того, чтобы прочно закрепить в памяти информацию необходимо наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Благодаря приемам мнемотехники дети легче запоминают нужную информацию.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Основные задачи для всех видов мнемотаблиц.
·           Развивать память;
·           Способность уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, уменить систематизировать;
·           Развивать логику;
·           Развивать образное мышление;
·           Уметь связно мыслить, составлять рассказы;
·           Развивать смекалку;
·           Тренировать внимание;
Существуют различные виды мнемотаблиц.
·           развивающие);
·           обучающие;
В мнемотаблице можно изображать различную информацию. Изображение должно быть изображено схематично и быть понятным детям. Например, можно изобразить графическое изображение персонажей сказок или рассказов, явление природы, а также различные действия.
Эта методика очень облегчает для детей запоминание. Схематичные обозначения предметов приближены к реальному изображению, ребенок по схемам может составить рассказ или воспроизвести сказку. Так строится работа от легкого к сложному.
работа строится от простого к сложному мнемоквадратов. Сначала проводится работа над словом. Для примера даётся любое слово «дерево », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, потомучто дети быстрее запоминают отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Позже дошкольники понимают, что значит «зашифровать слово».
После переходим к мнемодорожкам. И только после можем перейти к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2.Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.
Размеры мнемотаблиц могут быть различными- в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
-Для дошкольников среднего возраста-таблицы на 6 клетках;
-Для дошкольников старшего возраста-таблицы на 9-12 клетках;
-Для подготовительного к школе возраста-таблицы на 12-15 клетках.
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.
Результаты:
·           у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
·           появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
·           появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
·           словарный запас выходит на более высокий уровень;
·           дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является одним из важных способов развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира.
2021