Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf
Цели урока: способствовать осознанию учащимися идейно-художественных особенностей повести; раскрыть её художественные достоинства: значение символических образов, содержательное применение музыки, композиции; организовать деятельность учащихся по работе с текстом художественного произведения; развивать навыки анализа эпического произведения, развивать умения и навыки полемического диалога, воспитывать лучшие человеческие качества, эстетические вкусы, культуру личности.
Тип урока: комбинированный, проблемный, с элементами интерактивных технологий.
Оборудование: портрет А.И.Куприна, повесть „Гранатовый браслет”, презентация по теме урока, созданная в режиме Microsoft Power Point 2003
Ход урока
I Организация класса. Сообщение темы и задач урока. Формулирование проблемыНа доске:
«А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна… Чудесно! И я рад, я – с праздником! Начинается хорошая литература!»
А.М.Горький.
Проблемное задание классу - в конце урока сказать, чем можно объяснить такую оценку повести А.М.Горьким.П Мотивация учебной деятельности
Учитель: на прошлом уроке мы познакомились с содержанием повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим
Вы узнали эти стихи А.С.Пушкина? Созвучны ли они повести А.И.Куприна?
Ответы учащихся.
Учитель: Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, можно назвать и певцом возвышенной любви. Он подарил нам несколько произведений, объединённых этой темой. Одно из них - повесть «Гранатовый браслет».
О каких событиях рассказывается в повести?
Ученик: мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель влюбился в красивую молодую женщину знатного происхождения и т.д.)
Учитель: могла ли быть такая любовь в действительности? Или история «Гранатового браслета» чистый вымысел?
Ученик: в основу этой повести положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских, о чём Куприн в 1910 году напишет своему другу Ф.Д.Батюшкову: «Это - помнишь? Печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Жёлтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова…»
Учитель: силою громадного и мощного таланта А.И.Куприна банальный эпизод был превращён в историю любви, о которой веками мечтают и тоскуют «лучшие умы и души человечества – поэты, романисты, музыканты, художники»
Викторина по произведению.
Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев, проведем специальную викторину. Её вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в Веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине Вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?
III. Работа над темой урока
Учитель: сегодня мы постараемся узнать, в чём же заключалось мастерство писателя, какими средствами и приёмами он связал все эти события, явления, отдельные предметы и вещи, и воплотил тему любви таким образом, что человечество читает повесть уже 100 лет и не перестаёт восхищаться и плакать.
Давайте попробуем проанализировать произведение и постичь принципы художественного воплощения темы любви.
Для этого мы поработаем в 3-х группах, и каждая рассмотрит свой спектр вопросов.
1) Роль символических образов в повести. Поэзия чувства и слова.
В «Гранатовом браслете» Куприн создаёт несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования, и которые несут в себе весь идейный смысл повести. Начало произведения: «В середине августа…» можно назвать первым символом. После ненастья «Сразу наступили тихие безоблачные дни…» Я считаю, что эта перемена и есть то самое роковое и возвышенное, что есть в любви, описанной в повести. Символичен образ княгини Веры. Писатель описывает её как независимую, холодную и спокойную красавицу.
Ещё очень впечатляет эпизод, где Вера срезает цветы к праздничному столу. Вот она появляется на фоне цветов. Из всех цветов выделены и помещены в центр фрагмента георгины, пионы и астры. Союз «зато» противопоставляет их левкоям и розам, «цветущим не так пышно», «холодно» и «высокомерно». Слово «остальные» в начале следующего предложения опять выделяет их из ряда – уже по признаку бесплодности. Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, они познали любовь и радость материнства, осень для них - не только пора умирания, но и начало будущей жизни. «Человеческие мотивы» в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. Здесь же мы читаем: «Вера пошла... в мать, «красавицу-англичанку…» «высокой, гибкой фигурой, нежным, но гордым и холодным лицом…» Эти определения связывают Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них - создаётся впечатление, что она одна из них.
Следующим символом можно назвать гранатовый браслет - он и дал название повести. Вера Николаевна получает его в день именин 17 сентября от неизвестного ей молодого человека. (Зачитывают описание гранатового браслета): «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими, старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то старинный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранат-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрическоё лампочки, то в них глубоко по их гладкой яйцевидной поверхности, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера.).
Вопрос учителя: чем был гранатовый браслет для Желткова? (семейная реликвия). А как отозвался о нём Николай Николаевич? (поповская безделушка). Символичны подарки мужа и Желткова. Муж подарил серьги - два разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби, а Желтков - браслет – вещь, замкнутую в кольцо, с камнями красного и зелёного цвета. К символам можно отнести и несчастливое число: 13 гостей, и розу (розы удостаиваются только два человека в повести - генерал Аносов и Желтков, последний – посмертно). И подарок сестры -старинный молитвенник, и музыку, и, безусловно, часть молитвы «Отче Наш». Возникают и такие могучие символы, как Пушкин и Наполеон! Ещё один образ ненавязчиво неуловимо присутствует – князь Мышкин.
2) Как изображена любовь в повести? Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны.
Восемь лет длится безответная любовь мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Он пишет ей письма, но их высмеивает её муж, а брат приходит в негодование. Но генерал Аносов считает, что любовь должна быть сильная, которая «заключает весь смысл жизни». Аносов говорит, что это чувство должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни корыстным.
Когда Вера получила письмо и подарок, она испытала неприятные чувства. Куприн так и пишет: «неудовольствие», «неприятное чувство», «жалко этого несчастного», «была встревожена», а в финале, после гибели героя «с нежностью развернула письмо». При звуках бетховенской сонаты героиня переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою душу и жизнь. Она произносит в мыслях те слова, которые мог бы произнести только он.
Настоящая любовь в понимании Куприна – величайшая очищающая сила, преображающая каждого героя. Это возвышенное чувство может победить даже смерть.
3) В чём своеобразие композиции повести «Гранатовый браслет»?
Композиция - это построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов изображения, приёмов, создание художественного целого в соответствии с авторским замыслом. К элементам композиции относятся: эпиграфы, посвящения, вставные эпизоды, письма, песни, прологи, эпилоги, части, главы, все художественные описания, портреты, пейзажи, интерьеры.
Начинается повесть эпиграфом, который представляет собой название сонаты Л.Бетховена, а заканчивается - описанием игры пианистки Женни Рейтер, которая играет эту сонату. Это- композиция обрамления или кольцевая. Значительное место занимает экспозиция – пейзаж в начале произведения, представление гостей. Куприн детально никого не описывает, никому не даёт оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей. Здесь есть «толстый безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой Пономарёв. Из всех гостей выделяется генерал Аносов- друг отца Веры и Анны. Человек мудрый. Особенностью композиционного решения этой повести являются вставные новеллы. Это истории любви, которые рассказывает Аносов. Куприну понадобились эти истории, чтобы показать, что для любви настоящей нужно не меньше сил, чем для подвига. И именно генерал почувствовал подлинность любви Желткова. Долгая экспозиция оправдана тем, что показывая высшее общество, писатель позже скажет нам, что трагедия произошла не потому, что Желтков к этому обществу не принадлежал и не потому, что он растратил казённые деньги. А потому, что Вера попросила его «закончить эту историю». Завязка наступает в момент получения Верой подарка от Желткова – гранатового браслета. С этого момента и начинают развиваться события.
Николай Николаевич, брат Веры и её супруг, Василий Львович решили разыскать Желткова и возвратить ему его подарок. Они на следующий день были уже в доме Желткова. Кульминация повести - визит к Желткову мужа и брата Веры.
Подробное описание интерьера помогает нам определить характер Желткова («Чёрная лестница пахла мышами…). Диалог даёт возможность проследить, что в начале сцены Желтков подавлен, растерян. Его атакует Булат-Тугановский. Но вот Николай Николаевич заикнулся о своём намерении обратиться к властям, и разговор сразу принимает иной характер. После этой фразы Желтков не замечает Николая Николаевича, а глупая угроза вызывает у него смех. Теперь он обращается только к Шеину. Желтков пообещал Николаю Николаевичу, Шеину и Вере уехать, уйти. Он выполнил своё обещание. В финал повести проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет. ( Звучит 2-я сон. Бетховена).
Общая полемика.. Коллективно-поисковая деятельность учащихся
- И.А.Бунин говорил: «Всякая любовь - великое счастье, даже, если она и не разделена». Вы тоже так считаете?
- Аносов в 8 главе произносит: «Любовь должна быть трагедией». А как думаете вы?
- Существует ли в повести проблема нравственного выбора? ( Желтков любит замужнюю женщину, ради любви нарушает семейную традицию, отказался от всего в своей жизни - от карьеры, от семьи, его ничего не интересует.…)
IV Формулирование результатов решения проблемы
Учитель: так что же имел в виду А.М.Горький, когда произнёс слова, которые мы прочитали в начале урока?
Ученик: повесть имеет общечеловеческий характер. Она поднимает проблемы, которые буду вечно волновать людей.
Учитель: а какова идея повести? («Да святится Имя Твое!»)
V Подведение итогов урока
Итак, повесть «Гранатовый браслет» помимо эстетического наслаждения позволяет понять горькую истину, что часто люди проходят мимо большого и искреннего человеческого чувства и не замечают его. И сейчас пророчески звучат слова и генерала Аносова: «Может быть твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», и Желткова: «Да святится Имя Твое». И услышать эти слова из вечности нам позволяет повесть А.И.Куприна. Он гениально выбрал точные и ёмкие средства художественной выразительности, которые максимально помогли ему воплотить его авторскую идею.
Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К Дню рождения подарок каменный...
В окаёме золотых оправ,
Пусть дешёвых, невысокой пробы,
Камешек зелёный, словно граф,
Изумлял свечением особым...
Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана...",
Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...
V Оценивание ответов учащихся.
Рефлексия: выразить своё отношение к проблеме, поднятой Куприным, с помощью музыки (музыкальные файлы предлагаются учителем), выбрать музыку, соответствующую настроению, включить для прослушивания.
VI Домашнее задание. К уроку внеклассного чтения прочитать повесть «Поединок».
Иллюстрации к уроку «Особенности художественного воплощения темы любви в повести А.И.Куприна „Гранатовый браслет”
А.И.Куприн. Портрет
Вера Николаевна Шеина
Кадр из фильма «Гранатовый браслет». В роли Веры – Ариадна Шенгелая
Желтков. Иллюстрация А.Куписевича к повести А.Куприна «Гранатовый браслет»