Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Моисеева Е.В. Деятельность проекта "Школьная городская Дума" в МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги как основа профориентации детей среднего и старшего школьного возраста

Библиографическое описание:
Моисеева Е.В. Деятельность проекта "Школьная городская Дума" в МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги как основа профориентации детей среднего и старшего школьного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

Участие молодежи в политической жизни общества – одна из наиболее актуальных проблем, как для российского сообщества, так и для мировой политической практики. Молодежь, вступая в возраст сознательного мировосприятия, рассматривает процесс политического участия как способ самоутверждения, карьерного роста, политического обучения, вхождения в политическую систему, в среду политической элиты.

Активизация молодежи в общественной и политической жизни означает решение антропологических проблем – подготовку и вовлечение в социальную и политическую жизнь молодых, энергичных людей с креативными способностями, жизнестойких и жизнелюбивых.

Последнее, естественно, не является исключительно природным явлением. Жизненные качества вырабатываются в процессе включения человека в социум, социальных взаимодействий, среди которых политические играют не последнюю роль, так как именно в политике наиболее ярко проявляются индивидуальные и общественные интересы, выявляются и формируются ценностные ориентации людей, возникает потребность в таких свойствах человека как упорность, настойчивость в продвижении к цели, способность сопротивляться негативным воздействиям извне.

В Калужской области молодежь вовлечена в политику крайне недостаточно, особенно это касается молодежи с 14 до 18 лет, то есть учащихся общеобразовательных учреждений. В данном возрасте молодежь может пойти только в молодежный парламент, то есть проявить себя только в законотворческой сфере. А что же остальные? Что делать тем ребятам, которые не прошли отбор в парламент, но которые заинтересованы в политике и хотят попробовать себя в данной сфере?

С ответом на данный вопрос был создан проект школьной городской Думы муниципального образования «Город Калуга».

Целью данного проекта организация ученического самоуправления, вовлечение учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений в общегородские социальные акции и коллективно-творческие дела.

Решение о создании школьной городской Думы было принято на заседании Городской Думы города Калуги 29 мая 2019 года.

Первым этапом создания школьной Думы является проведение акции «Голосуем вместе».

Объектом исследования является образовательный процесс.

Предмет исследования – участие участников образовательного процесса в политической жизни.

Гипотеза: если участников образовательного процесса познакомить с участием в политической жизни, то будет больше вовлеченность в участии в политике.

Целью данного проекта является организация и проведение выборов кандидата в члены школьной городской Думы, вовлечение учащихся учреждения в общегородские социальные акции и коллективно-творческие дела.

Задачами являются:

· обеспечение представительства интересов учащихся учреждений в органах местного самоуправления города Калуги;

· содействие в формировании правовой культуры в школьной среде, активной гражданской позиции у молодежи;

· воспитание целеустремленности, чувства ответственности за принятые решения;

· создание условий практической реализации прав учащихся свободно выражать собственные взгляды по вопросам, затрагивающим их интересы;

· воспитание толерантности и умения цивилизованно вести дискуссии, диалоги;

· способствование профессиональной подготовке учащихся учреждений.

Для решения задач нужна слаженная работа педагогов. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.

Методы исследования:

· изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов;

· изучение и обобщение передового педагогического опыта;

· опросы (анкетирование);

· педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;

· сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.

Акция «Голосуем вместе» проводится в единый день голосования, которым является второй четверг октября. В данный день в школах открываются избирательные участки, которые созданы школьными избирательными комиссиями.

Но этому предшествует огромное количество работы.

Вначале учебного года в школе анонсируется проведение выборов депутата в школьную городскую Думу муниципального образования «Город Калуга». Депутаты подают заявление об участии в выборах. Далее в школах проводится агитационная компания каждого депутата. Школьная избирательная комиссия следит за правильностью проведения предвыборной кампании каждого депутата.

Данный подготовительный этап позволяет учащимся образовательных учреждений познакомиться с деятельностью различных участников выборов в предвыборный период. Что также является профориентационным аспектом деятельности школьной городской Думы.

Следующим этапом нашей акции является организация самого этапа выборов. За день до выборов происходит основной этап подготовки и участия большинства. В этот день школьная избирательная комиссия составляет итоговый список избирателей своей школы. В данный список входят учащие 8-11х классов. Этот список является основным, при подсчете количества бюллетеней, необходимых для проведения процедуры выборов. Также, создаются избирательные бюллетени, в которых указываются депутаты, которые принимают участие в выборах. Школьная избирательная комиссия несет ответственность за изготовление бюллетеней.

В день проведения выборов школьная избирательная комиссия открывает избирательный участок, проводит и контролирует процедуру голосования. По завершению голосования школьной избирательной комиссией производится подсчет голосов, который вносится в протокол голосования, а также, согласно этому протоколу, определяется депутат от школы, входящий в состав школьной городской Думы.

После проведения выборов, согласно положению о школьной городской Думе муниципального образования «город Калуга», в течение 20 дней должно было проведено первое заседание школьной городской Думы нового (действующего) состава. По итогам данной встречи были избраны председатель, заместитель председателя, секретарь и помощник школьной городской Думы. Все депутаты были распределены по комитетам, в которых они будут работать до конца года.

В данное время проводятся рабочие встречи комитетов, на которых создается годовой план мероприятий, в которых они будут участвовать, создается эмблема школьной городской Думы, а также утверждается регламент.

В конце учебного года школьная городская Дума выступает с отчетом о своей деятельности.

Библиографический список

1. Решением Городской Думы города Калуги от 29.05.2019 № 119 «Об утверждении Положения о школьной городской Думе муниципального образования «Город Калуга»

2. https://vk.com/schooldumaklg (дата обращения 17.10.2023)
2023