Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Сальникова М.Ю. Эстетическое воспитание на уроках искусства

Библиографическое описание:

Сальникова М.Ю. Эстетическое воспитание на уроках искусства // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностях, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Воспитание- специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. «Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении».

«В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации». На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Основные задачи уроков искусства в эстетическом развитии школьника состоят в том, чтобы сделать духовной потребностью общение с ним, овладеть умениями и навыками деятельности в живописи, скульптуре, графике, декоративно- прикладном искусстве, дать школьникам знания об истории развития изобразительного искусства, научить эстетически воспринимать окружающую жизнь и искусство. Чем более глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками овладеет ученик, тем уровень его эстетического развития будет выше.

Известный советский скульптор С.Т. Коненков писал: «Произведениями изобразительного искусства человек живёт не только в залах картинных галерей и музеев. Как ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а постоянно тренировать свой «вкус».

Учитель в школе лишь приоткрывает перед учеником дверь в бескрайний и бесконечно прекрасный мир искусства, но как важно сделать это так, чтобы у ребёнка на всю жизнь осталась потребность жить в искусстве. Занятия станут увлекательными и интересными, если в классе будет найден верный тон, задания будут стимулировать к творчеству, выдумке, учитель будет поощрять коллективные формы работы, внимательно относиться к индивидуальным интересам и возможностям школьников.

Занятия изобразительным искусством обогащают школьников и помогают овладеть особым методом художественного познания, характерным именно для художника, скульптора, графика, живописца и т.д. Для того чтобы создать зримый художественный образ, нужно научиться наблюдать, выделять характерное, выразительное, обобщать свои наблюдения и находить для них наиболее точную, ёмкую изобразительную форму.

Как предмет эстетического цикла в школе изобразительное искусство воспитывает в учащихся эмоциональную отзывчивость на прекрасное, интерес к искусству и к художественной деятельности, верность традициям прогрессивного реалистического искусства, понимание активной роли искусства в строительстве нового общества, решает задачи патриотического и интернационального воспитания школьников. Уроки изобразительного искусства развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числе при освоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей, принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащении окружающей человека среды.

Специальные цели преподавания изобразительного искусства вытекают из специфики свойственного ему метода художественного познания и преобразования действительности. Основой решения этого круга вопросов является формирование деятельности зрительной системы путём развития навыков практической художественной работы и восприятия искусства и объектов действительности.

Уроки искусства должны активизировать зрительные представления детей, поощрять деятельность фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, развивать у школьников умение выражать в отчётливых образах условия творческих задач.

Важной и современной по своему значению специальной задачей является развитие у детей чувства цвета, колористической культуры, которая играет всё большую роль в производстве и в повседневной жизни людей при создании благоприятной цветовой среды для их труда и быта.

С целью создания у детей отчётливости зрительных представлений занятия искусством должны опираться на изучение окружающего мира, наблюдению отдельных объектов и их групп с учётом особенностей их формы, пропорций, цвета, пространственных свойств. В основу каждого урока должна быть положена чётко сформулированная учебная задача, а результатом его должно быть усвоение детьми определённых представлений, терминов и рабочих навыков.

Важную роль в обогащении зрительных представлений у детей играет изучение произведений изобразительного искусства, анализ эстетического в объектах природы и в изделиях промышленного производства.

Условием воспитательной эффективности уроков изобразительного искусства является интерес и увлечённость детей работой. При их планировании и проведении нужно учитывать, что изобразительная деятельность должна служить для детей источником положительных эмоций, которыми так богат процесс художественного творчества. Занятия изобразительным искусством доставляют детям радость, способствуют смене впечатлений в ходе напряжённого учебного труда в школе.

Основой эстетического развития в процессе изучения изобразительного искусства должно быть органическое единство учебного и воспитательного процессов. Политическое и идейно- нравственное воспитание школьников, их политехническое и трудовое развитие, формирование художественного вкуса и представлений о роли искусства в жизни общества должны быть основаны на систематическом изложении знаний и освоении детьми умений и навыков художественной деятельности. С другой стороны, овладение навыками изображения и освоение технических приёмов не является самоцелью, а служит средством решения воспитательных задач изобразительного искусства, основой формирования эстетического отношения к действительности и её глубокого художественного познания.

Особого внимания требует единство задач обучения и воспитания при ознакомлении учащихся с памятниками искусства. Идейно- содержательный анализ художественных произведений нужно сочетать с систематическим развитием навыков художественного восприятия специальных терминов и понятий.

Учебно- воспитательные возможности изобразительного искусства реализуются в процессе практической художественной деятельности, восприятия искусства и восприятия эстетического в объектах и явлениях действительности.

Развитие эстетического восприятия природы и окружающего мира преследует цель накопления детьми образных представлений и впечатлений, развития их жизненного опыта и наблюдательности, представлений о практическом значении художественной деятельности в жизни людей и общества в целом.

Библиографический список1. А.Я.Данилюк, A. М. Кондаков, B. А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М.: Просвещение,2009

2. Ю.Борев «Эстетика».-М.: Политиздат, 1988.- 496с.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

4. Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников"

5. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.- М., «Просвещение» 1983.

6. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А.- М., 1983.

7. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др.; Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986.

8. Д. А. Медведев. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
2023