НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Нищеретная Е.В. Кубик Блума как прием педагогической технологии для развития речи дошкольников

Библиографическое описание:

Нищеретная Е.В. Кубик Блума как прием педагогической технологии для развития речи дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Современный мир отличается активным ростом новых технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе с дошкольниками. Современные дети, к сожалению, отличаются замедленным темпом речевого развития, лексико-грамматическая сторона речи значительно отличается от нормы развития. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствуют:

- совершенствованию мыслительных процессов

-развитию лексико - грамматического строя

- связной речи в целом.

Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников, является технология развития критического мышления. Приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный интересный поиск. Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Таким образом, технология развития критического мышления даёт детям возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает речь дошкольника.

Одной из техник является "Кубик Блума".

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания». «Кубик Блума» — это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрения воспитанниками всех аспектов изучаемой темы. Согласно теории таксономии цели обучения делится на три блока:

— когнитивную, то есть «знаю»

-психомоторную — «творю»

-аффективную – «умею».

Кубик Блума представляет собой обычный куб, на гранях которого написано:

-Назови….

-Почему….

-Объясни….

-Предложи….

-Придумай….

-Поделись…..

«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или один воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Остановимся подробнее на классификации вопросов согласно теории Блума.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

К 4-5 годам ребенок уже способен выделять те особенности предмета, которые важны сейчас для решения конкретной задачи. Мышление ребенка начинает работать со схемами и моделями, анализировать полученную извне информацию и обобщать её. Это самое подходящее время для развития критического мышления. Именно с этого возраста можно использовать в работе с детьми «Кубик Блума». Так же его можно использовать по всем образовательным областям.

Наиболее удобно применять этот приём на итоговых, обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Возможны два варианта применения:

-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Возьмем всем нам известную сказку «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского. Будем кубик мы бросать, на вопросы отвечать.

1. Назови кто автор этой сказки, или кто главные герои этой сказки?

2. Почему Муха-Цокотуха пригласила всех друзей?

3. Объясни поступки гостей, по отношению к Мухе-Цокотухе. (Здесь могут быть и дополнительные фразы): Ты действительно думаешь, гости поступили неправильно?

4. Предложи свой вариант концовки этой сказки.

5. Поделись своим отношением к героям сказки.

6. Придумай, прилагательные ко всем героям.

Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. Педагогу же этот прием помогает развивать навыки критического мышления, в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников.

Теперь, я хочу продемонстрировать, другой вариант применения «Кубик Блума». Данный вариант можно использовать в старших и подготовительных группах, когда дети уже хорошо знакомы с данной методикой.

Педагог бросает кубик. Затем, одна команда придумывает вопрос, в соответствие с названием выпавшей грани. А другая команда отвечает на поставленный вопрос. Затем команды меняются заданиями (одни придумываю вопрос, другие отвечают). Итак, проигрываются все грани. Тема нашего итого занятия «Весна».

Начнем.

Примерные задания для первой команды

1.НАЗОВИ

Примерные задания для второй команды

2.ПОЧЕМУ

-Назовите весенние месяцы -Почему весной идет дождь, светит солнце

— Назовите, что одевают люди весной

-Назовите, весенние природные явления

-Назовите, какие приметы весны вы знаете

-Назовите, какая погода бывает весной

-Почему люди весной надевают легкую одежду

-Почему возвращаются перелетные птицы

-Почему весной день стал длиннее, чем зимой

-Почему весной животные не мерзнут

-Почему, некоторые животные меняют цвет

шерсти

3.ОБЪЯСНИ

4.ПРЕДЛОЖИ

-Объясни, что будет, если весной надевать теплые шапки, куртки, теплые штаны, сапоги.

-Предложи способ применения талых ручьев, весенних цветов?

-Предложи свои предметы одежды весной

— Объясни, будет с зайцем, если он не поменяет цвет шкурки

–Предложи, как можно облегчить жизнь птиц и животных весной?

5.ПРИДУМАЙ

6.ПОДЕЛИСЬ

-Придумай загадку о весне

-Придумай весенние слова

-Какую характеристику можно дать весне

— Поделись своими впечатлениями о весенних праздниках

-Мне очень нравится весна, потому что …………….

-Придумай, в какие игры бы ты играл весной

-придумай, как изменится планета, если все время будет весна

Можно применять кубик Блума и на занятиях по математике. Изучили с воспитанниками геометрические фигуры, а закрепили знания с помощью кубика Блума. Давайте попробуем с вами с помощью кубика задать вопросы детям на примере геометрической фигуры треугольник.

Назови, что это? (треугольник), дополнительные вопросы – размер, цвет.

Почему треугольник не катится?

Придумай, что может быть треугольным.

Предложи, как из треугольника получить квадрат.

Поделись, где в жизни ты встречал треугольные предметы?

Объясни, где можно применить этот предмет?

Как мы видим «Кубик Блума» — это действенный прием, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно - эмоционального погружения детей в тему. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия, может использоваться в качестве рефлексии или фрагментарной проверки заданной темы.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного процесса, с применением различных методик, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

Библиографический списокТаксономия Блума в ДОУ. Методические рекомендации - Казань, Информационно-методический отдел Управления образования ИКМО г.Казани, 2019. - с.102 Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М..,2004.
2023