НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Рыкушина А.И. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Библиографическое описание:
Рыкушина А.И. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач образовательной системы. Оно направлено на формирование у детей понимания ценностей, моральных норм и патриотических чувств.

В первой младшей группе формируются:

· воспитание доброжелательности;

· усвоение социальных ценностей;

· интерес к семье, детскому саду.

Во второй младшей группе формируются:

· представление о добрых поступках;

· благожелательные взаимоотношения в группе;

· представления о труде взрослых.

В средней группе формируются:

· чувство долг;

· навыки вежливого обращения;

· представление о родственных отношениях, о социуме.

В старшей группе:

· межличностные отношения;

· умение оценить свои поступки;

· взаимоотношения в группе;

· интерес к своей родословной;

· понятия о дружбе;

· представление о родной стране, малой родине

В подготовительной к школе группе:

· умение вежливо обращаться к окружающим;

· умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;

· умение давать самооценку своих возможностей;

· стремление к принятию новых обязанностей;

· представление о долге.

Патриотическое воспитание детей в детском саду играет важную роль в формировании гражданской и национальной идентичности. Оно способствует развитию любви к своей стране, её культуре, народным традициям и истории. Дошкольный возраст является особенно важным для формирования нравственных принципов, так как именно в это время происходит активное становление личности ребёнка.

Воспитатели дошкольных учреждений активно используют методы и формы работы, способствующие формированию патриотического сознания и духовности детей. Детский сад представляет собой особую среду, где начинается социализация ребёнка. Здесь малыш познает окружающий мир, учится общению с другими детьми, привыкает к режиму дня. В такой среде важно адаптировать понятия патриотизма и гражданственности, чтобы они стали частью его личности. Воспитание и формирование у малышей понятий о добре, справедливости и социальных нормах поможет им стать гармоничными индивидуумами в будущем. Чувство Родины формируется у ребёнка с отношения в семье, к своим родным и близким – к матери, отцу, дедушке и бабушке.

Одним из ключевых аспектов патриотического воспитания является знакомство детей с символикой страны. В детском саду можно создать уголок, посвящённый государственным символам, где дети смогут узнать о флаге, гимне, гербе своей страны. Достижение этой цели может происходить через игры, осмотр различных источников информации, чтение сказок о героях и их подвигах, создание коллективных проектов, патриотические праздники и мероприятия.

Очень важным является ознакомление детей с историей своей страны. Патриотическое воспитание можно проводить через рассказы о великих событиях прошлого и о выдающихся людях, которые сделали значительный вклад в развитие Родины. Можно рассказывать о героях Великой Отечественной войны, о космонавтах, учёных, поэтах и других знаменитых людях страны. Такие исторические рассказы помогут детям почувствовать гордость за свою страну и её достижения.

Также важным элементом нравственного воспитания дошкольников являются общие ценности и правила поведения, которые помогают детям ориентироваться в обществе. Речь идёт о таких понятиях, как честность, правдивость, вежливость и другие, которые помогают создать атмосферу взаимного уважения и доверия.

Не менее важно показать детям и роль современных героев, благодаря которым страна развивается и процветает. Это могут быть пожарные, медики, учителя, военнослужащие и другие службы безопасности. Рассказы и знакомство с профессиями, несущими непосредственную пользу и поддержку гражданам, помогут детям понять важность личного вклада в развитие своей страны.

Патриотическое воспитание также охватывает идеи межнационального мира и сотрудничества. Дети в детском саду имеют возможность познакомиться с культурой других народов, узнать об их традициях и обычаях. Организация разнообразных культурных мероприятий, праздников с участием представителей различных национальностей поможет детям осознать ту великую гармонию, которая возможна только при взаимодействии и уважении друг к другу.

Ещё одним элементом нравственного воспитания дошкольников являются общие ценности и правила поведения, которые помогают детям ориентироваться в обществе. Речь идёт о таких понятиях, как честность, правдивость, вежливость и другие, которые помогают создать атмосферу взаимного уважения и доверия.

Главное, чтобы дети в процессе этих занятий не только узнавали факты, но и ощущали себя её активными участниками.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является неотъемлемой частью образовательного процесса. Оно помогает формированию основных нравственных принципов и ценностей, а также развитию у детей чувства ответственности и патриотизма. Сознательное знакомство с символикой страны, историей Родины, обучение гражданской позиции и межнационального сотрудничества помогут детям стать самостоятельными и ответственными гражданами своей страны. Это заложит основы для их дальнейшего развития и успешной жизни в обществе. Эти знания и умения сопроводят ребёнка на протяжении всей жизни и помогут ему стать гражданином своей страны, который ценит и любит свою Родину.

"Библиографический список"

1.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2005.

2.Жуковская Р.И. Родной край. - М.: Просвещение, 1990.

3.Кондрыкинская Д.А. С чего начинается Родина.- М.: Сфера, 2004.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

4.Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2004.
2024