Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач образовательной системы. Оно направлено на формирование у детей понимания ценностей, моральных норм и патриотических чувств.
В первой младшей группе формируются:
· воспитание доброжелательности;
· усвоение социальных ценностей;
· интерес к семье, детскому саду.
Во второй младшей группе формируются:
· представление о добрых поступках;
· благожелательные взаимоотношения в группе;
· представления о труде взрослых.
В средней группе формируются:
· чувство долг;
· навыки вежливого обращения;
· представление о родственных отношениях, о социуме.
В старшей группе:
· межличностные отношения;
· умение оценить свои поступки;
· взаимоотношения в группе;
· интерес к своей родословной;
· понятия о дружбе;
· представление о родной стране, малой родине
В подготовительной к школе группе:
· умение вежливо обращаться к окружающим;
· умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;
· умение давать самооценку своих возможностей;
· стремление к принятию новых обязанностей;
· представление о долге.
Патриотическое воспитание детей в детском саду играет важную роль в формировании гражданской и национальной идентичности. Оно способствует развитию любви к своей стране, её культуре, народным традициям и истории. Дошкольный возраст является особенно важным для формирования нравственных принципов, так как именно в это время происходит активное становление личности ребёнка.
Воспитатели дошкольных учреждений активно используют методы и формы работы, способствующие формированию патриотического сознания и духовности детей. Детский сад представляет собой особую среду, где начинается социализация ребёнка. Здесь малыш познает окружающий мир, учится общению с другими детьми, привыкает к режиму дня. В такой среде важно адаптировать понятия патриотизма и гражданственности, чтобы они стали частью его личности. Воспитание и формирование у малышей понятий о добре, справедливости и социальных нормах поможет им стать гармоничными индивидуумами в будущем. Чувство Родины формируется у ребёнка с отношения в семье, к своим родным и близким – к матери, отцу, дедушке и бабушке.
Одним из ключевых аспектов патриотического воспитания является знакомство детей с символикой страны. В детском саду можно создать уголок, посвящённый государственным символам, где дети смогут узнать о флаге, гимне, гербе своей страны. Достижение этой цели может происходить через игры, осмотр различных источников информации, чтение сказок о героях и их подвигах, создание коллективных проектов, патриотические праздники и мероприятия.
Очень важным является ознакомление детей с историей своей страны. Патриотическое воспитание можно проводить через рассказы о великих событиях прошлого и о выдающихся людях, которые сделали значительный вклад в развитие Родины. Можно рассказывать о героях Великой Отечественной войны, о космонавтах, учёных, поэтах и других знаменитых людях страны. Такие исторические рассказы помогут детям почувствовать гордость за свою страну и её достижения.
Также важным элементом нравственного воспитания дошкольников являются общие ценности и правила поведения, которые помогают детям ориентироваться в обществе. Речь идёт о таких понятиях, как честность, правдивость, вежливость и другие, которые помогают создать атмосферу взаимного уважения и доверия.
Не менее важно показать детям и роль современных героев, благодаря которым страна развивается и процветает. Это могут быть пожарные, медики, учителя, военнослужащие и другие службы безопасности. Рассказы и знакомство с профессиями, несущими непосредственную пользу и поддержку гражданам, помогут детям понять важность личного вклада в развитие своей страны.
Патриотическое воспитание также охватывает идеи межнационального мира и сотрудничества. Дети в детском саду имеют возможность познакомиться с культурой других народов, узнать об их традициях и обычаях. Организация разнообразных культурных мероприятий, праздников с участием представителей различных национальностей поможет детям осознать ту великую гармонию, которая возможна только при взаимодействии и уважении друг к другу.
Ещё одним элементом нравственного воспитания дошкольников являются общие ценности и правила поведения, которые помогают детям ориентироваться в обществе. Речь идёт о таких понятиях, как честность, правдивость, вежливость и другие, которые помогают создать атмосферу взаимного уважения и доверия.
Главное, чтобы дети в процессе этих занятий не только узнавали факты, но и ощущали себя её активными участниками.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является неотъемлемой частью образовательного процесса. Оно помогает формированию основных нравственных принципов и ценностей, а также развитию у детей чувства ответственности и патриотизма. Сознательное знакомство с символикой страны, историей Родины, обучение гражданской позиции и межнационального сотрудничества помогут детям стать самостоятельными и ответственными гражданами своей страны. Это заложит основы для их дальнейшего развития и успешной жизни в обществе. Эти знания и умения сопроводят ребёнка на протяжении всей жизни и помогут ему стать гражданином своей страны, который ценит и любит свою Родину.
"Библиографический список"
1.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2005.
2.Жуковская Р.И. Родной край. - М.: Просвещение, 1990.
3.Кондрыкинская Д.А. С чего начинается Родина.- М.: Сфера, 2004.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
4.Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2004.