Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf
Сегодня ряд ученых, общественных деятелей с тревогой говорят о духовном и физическом оскудении молодого поколения. В современном обществе превалируют устремления, связанные прежде всего с достижением определенного материального уровня, позволяющего удовлетворить все растущие потребности человека. Менталитет потребительства, рыночные отношения навязываются повсюду через средства массовой коммуникации, агрессивную рекламу. К сожалению, эти тенденции вытесняют духовные, нравственные ценности и идеалы, благодаря которым, собственно, и происходит прогрессивное развитие общества (очень хочется верить, что за месяцы, проведённые в режиме самоизоляции, многие переосмыслили иерархию собственных ценностей).
Как изменить эти негативные процессы? Не случайно в проекте нового «Закона об образовании» подчеркивается, что воспитание представляет собой «систематический процесс формирования и развития личности, подготовки обучающегося к участию в жизни общества в соответствии с общечеловеческими социокультурными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами». Кто должен воплощать эти ожидания общества и государства в отношении подрастающего поколения? Конечно же, учитель, в первую очередь, на мой взгляд, учитель русского языка и литературы.
Очевидно, что основу общественно-педагогических ценностей должно составлять уважительное отношение к детству, основанное на принципах диалогового взаимодействия учителя с детьми, понимании этических категорий нравственного мира детства. Воспитание творческой личности – одна из важных задач словесника.
Считаю, что в основе моей работы лежит духовно-нравственное воспитание обучающихся. А осуществлять его мне помогают, во-первых, мои предметы – «Русский язык» и «Литература», факультативный курс «Родное слово» (Лексика и фразеология русского языка)», который вела в течение многих лет. Именно наш родной русский язык – важный инструмент приобщения к культуре, понимания русской классической литературы – источника нравственности, мудрости и красоты. Обучение языку как обучение творчеству – концептуальное направление, имеющее серьёзную педагогическую основу: «Именно креативность обеспечивает развитие, рост, продвижение гуманитарных систем, одним из важнейших элементов которого является совершенствование моделей мира и выражающего его языка» [Гусинский 1994:88]. И, с одной стороны, «функция образования – творческая функция» (Дж. Стоддард), с другой – «детей следует побуждать к тому, чтобы они делали собственные исследования и выводили личные заключения. Им следует говорить как можно менее и доводить их насколько можно более до открытий» [Спенсер 1817: 145-146]. А это означает, что процесс образования должен стать коммуникацией, общением. Причём таким, когда диалог и строится по определённому плану-сценарию, и приводит к рождению нового взгляда на известные предметы и явления. В преподавании языка и формировании «языковой картины мира» учащихся творческий путь оказывается ещё и коммуникативным, приучающим ребят к активному участию в диалоге, причём такие диалоги могут организовывать новые грани осмысления предмета. По словам академика М.М.Бахтина, «… вся жизнь языка…пронизана диалогическими отношениями» [ Бахтин 1963:245]. Творчество тоже реализует себя в коммуникации; в ней же проявляется функционирование языка в реальном мире – в том, к которому готовит учащихся современная школа. В языке ученика интересует не система морфологических или синтаксических категорий, а возможность раскрыть себя, высказаться и получить новую информацию. Учителю необходимо показывать обучающемуся ситуации наибольшего проявления возможностей ученика. Это решение проблем, задач и головоломок, соревнования творческих экипажей, на конечном этапе (для моих девятиклассников – задание 3 части ОГЭ по русскому языку) – создание собственных текстов. Поэтому на рядовых уроках использую такие формы подачи материала: создание радиопередачи, планёрка редакции газеты, проведение экскурсий, сочинение рассказа, состоящего из одного бесконечного предложения, при этом эстафета в конструировании синтаксической структуры переходит от одного ученика к другому.
Работа по формированию креативной личности организуется мной как движение от менее сложного к более сложному, от воспроизведению к творчеству; постепенное движение к изменению авторского «я», к увеличению элемента импровизации, к большей творческой самостоятельности. Так, при разговоре о звуках речи предлагаю записать скороговорку, раздаю ученикам листки с указанными на них ролями, исполняя которые, предстоит читать записанные тексты. Одному достаётся роль «рассказчика жутких историй»; другой репетирует роль «эстрадной звезды с тремя классами образования»; третий готовится выступать в роли «прапорщика, знающего не только «равняйсь», но и «смирно». Ролей может быть столько, сколько учеников в классе. О том, удалась роль или нет, судят по тому, отгадана ли она другими учениками. Из опыта работы делаю вывод, что с ролевых позиций скороговорки произносятся более чётко, нежели вне роли: когда всё внимание сосредоточено на сопротивляющемся языковом материале (=скороговорку произносим трижды, убыстряя темп от первого к третьему прочтению), преодоление этого сопротивления кажется невозможным; а если необходимость соответствовать роли оказывается важнее самого материала. Скороговорки произносятся чётко, без ошибок. Больше всего ученикам нравятся роли диктора телевидения, доброго сказочника, оратора на политическом митинге.
При изучении лексики предлагаю ученикам найти информацию об истории слов, в особенности таких, у которых именно этимологический анализ предполагает усвоение их графического облика, а также целого пласта национальной культуры. В контексте взаимодействия русского и белорусского языков интересны слова ладонь (бел. далонь), тарелка (бел.талерка), овёс (бел. вёска- «деревня»), понедельник (бел. неделя –«воскресенье»). Рассказы об истории слов, помимо материалов для традиционной «пятиминутки занимательного языкознания», превращаются а) во фрагмент классного часа в младшем звене; б) в радиопередачу «Любителям русского языка»; в) в презентацию книги по истории языка.
Осознав себя дикторами, режиссёрами или актёрами, ребята активно включаются в речевую стихию, так как исчезает характерная для позиции «ученик» психологическая угнетённость. Необходимо ненавязчиво «разговорить» своего подопечного, заставить участвовать в диалоге, предоставить речевую ситуацию, в которой ученик выстроит монологическое высказывание. «…Вина за неспособность к разговору лежит на преподавателе, а поскольку он представляет науку, то и на монологической структуре современной науки, научной теории» [Гадамер 1991:89].Ролевая позиция расширяет «я» ученика. Такое расширение рамок происходящего способствует увеличению зоны ближайшего личности, приводя к интенсификации её участия в разговоре и развитию психологических возможностей. Очень важно, чтобы ребята почувствовали ресурсы языка, благодаря которым возможны и действенная речь, и создание произведений. Важно, чтобы они поняли: отлучение от языка - это отлучение от истории(точка зрения О.Э.Мандельштама).
Во-вторых, воспитанию творческой личности способствует внеклассная работа – подготовка театральных постановок по произведениям школьной программы к традиционному в нашей школе «Фестивалю инсценировок литературных произведений», участие воспитанников в разных этапах Всероссийского конкурса «Живая классика», во Всероссийском конкурсе сочинений, в подготовке индивидуальных творческих проектов.
Возраст 11-16 лет (контингент обучающихся, с которыми работаю я) –« период второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). Психо –физиологические особенности подростков таковы, что они часто меняют сферу приложения своих сил, ищут себя (увлекаясь то одним, то другим). Учителю необходимо знать приемы, способствующие формированию устойчивого интереса к его предмету.
Пытаюсь в работе применять различные формы воспитательной работы, подобрать тематику занятий, расширяющих границы познания мира воспитанников. Набирая новый пятый класс, на уроках русского языка и литературы внимательно наблюдаю за юными читателями, отбираю группу самых заинтересованных детей – заинтересованных не только во вдумчивом чтении программных произведений, но и в желании разыгрывать у доски сценки из произведений классиков. Дальше воспитанию творческого человека помогает внеклассная работа. Артистов набирается человек 5-6, начинаем работу над проектом за полтора месяца до «Фестиваля инсценировок литературных произведений». Последние пять лет посвящаем свои спектакли святому празднику – Дню Победы. Когда репетируем? Во время интенсивной подготовки репетируем всегда. Учитывая, что школа наша работает в две смены, выкраиваем время для репетиций как только можем: большие перемены, время пересменки, дети собираются дома друг у друга. Творческая личность что-нибудь да придумает. Дети стремятся понять текст в процессе подготовки, сами пересматривают кинофильмы, телеспектакли по тем же произведениям, к которым готовят инсценировку. Для того, чтобы видеть творчески работающих артистов, посещаем спектакли Челябинского Молодёжного театра, традиционно приглашаем в нашу школу профессиональных актёров для чтения классики перед детьми. В последние годы к нам приезжают профессиональные театры - театр для всей семьи «Колесо», с главным героем моноспектаклей - Г.Ю.Третьяком, (дети проживали егоспектакль по рассказам М.Горького), театр «Золотой ключик» (постановки по «Пиковой даме» и «Маленьким трагедиям» А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя, по мотивам «Василийя Тёркина» А.Т.Твардовского. Инсценировки к каким произведениям ставим? Репертуар для пятиклассников –А.С.Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила», маленькие рассказы А.П.Чехова («Злой мальчик», «Толстый и тонкий», «Пересолил»), очень нравятся детям сцены из «Двенадцати месяцев» С.Я.Маршака. Сразу выделяется среди воспитанников сценаристы (дети пишут сценарии сами, корректирую нечасто и немного), режиссер, его помощники, ответственный за звукозапись, художник по костюмам, ответственные за декорации. В период подготовки ответственный за костюмы просит отыскать у себя дома, у бабушек, у тётушек – хоть где - вещи, напоминающие одежду героев классических произведений – откуда-то приносят старинные шляпы, платья, предметы интерьера. Дальше - распределяем роли. Разучивание ролей – кропотливый труд. Здесь начинается работа всей команды – дети подгоняют друг друга – попробуй не выучи свои слова к назначенной репетиции! Нередко ставлю по два артиста на одну роль – сезонные заболевания никто не отменял, замена артисту должна быть подготовлена заранее. Группа решает, кто лучше будет смотреться на сцене. Самовоспитание при подготовке наших сценок выходит на первый план. Каждый из воспитанников понимает, что он цепочка в едином звене, подвести свою труппу (=группу единомышленников) нельзя.
Когда эти дети (пятиклассники) переходят в 6-ой класс, расширяю список литературных произведений. Берём самые ключевые сцены из программных произведений– отрывки из «Уроков французского» В.Распутина, Семиклассники выбирают для мини-спектаклей «Кусаку» А.Платонова, переходя в восьмой – тоже разыгрывают сцены из Чехова, («Радость», «Медведь»), нравится им У. Шекспир – отрывки из «Ромео и Джульетты». Девятый класс – гоголевские «Ревизор» и «Мёртвые души», отрывки из пьес А.Островского.
Конечно же, из участников мини-спектаклей выделяются звёздочки – участники конкурса «Живая классика». Методика подготовки детей проста – сам учитель должен гореть в поиске интересных текстов, уметь ненавязчиво предложить воспитаннику сначала отрывок, затем, конечно же, читается и детально анализируется всё произведение, идёт кропотливая работа по сжатию текста (без ущерба для передачи его смысла). Уложиться-то необходимо в 3-5 минут, а какую мощь необходимо передать во время чтения!
Уверена, что творческая личность, окончив основную школу, сумеет и в дальнейшем обучении интерпретировать любой текст (литературное произведение). А самое главное – продолжить создавать новое – новое в жизни, в окружающей обстановке. Уверена, что «… основным предназначением литературы как учебной дисциплины становится гуманизация картины мира, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человеком смысла жизни». Поэтому ценность литературного образования заключается в думах, в мучительном поиске решения жизненных проблем на основе индивидуального опыта человека. И для меня исходными точками в освоении ремесла преподавания литературы стали слова В.А. Сухомлинского: «Литература изучается в школе не для того, чтобы сдать ее. Она должна выйти в духовный мир каждого человека на всю жизнь как повседневное общение с красотой».
Совершенно согласна и другим тезисом: «Личностный рост учащегося – критерий работы учителя».Результатом моей работы по воспитанию творческой личности через предметы и внеклассную работу является активное участие воспитанников во Всероссийском конкурсе «Живая классика». Вот примеры произведений, с которыми мои воспитанники выходили победителями и призёрами школьного, районного и регионального этапов «Живой классики»:
Л.Толстой «Сила детства»
В.П.Астафьев. «Земляника».
Б.Васильев. «Завтра была война».
К.Г.Паустовский. «Далёкие годы».
Элинор Портер. «Полианна».
Литература
1. Арнаудов М.Психология литературного творчества. – М., 19702.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.
3. Гадамер Г.Г. Неспособность к разговору// Актуальность прекрасного. –М.,1991.
4. Мурашов А.А. Обучение языку – это обучение творчеству Русский язык в школе 2012, №8.
5. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. –СПб., 1877.