Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf
Ход занятия.
Под аудиозапись дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, знакомятся с гостями.
Муз. рук. – Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Они пришли порадоваться за ваши успехи, посмотреть, чему вы научились на музыкальных занятиях. Давайте с ними поздороваемся.
Дети приветствуют гостей.
Муз. рук. – Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Попробуем поздороваться стихами. Вспомним пальчиковую речевую игру «Здравствуй».
Дети вместе с музыкальным руководителем выполняют пальчиковое речевое упражнение «Здравствуй» по стихотворению Т. Сикачевой.
Муз. рук. – Я здороваюсь везде –
Дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской…
Музыкальный руководитель и дети – курице (показывают «крылышки»).
- Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»).
- Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»).
- Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»).
- Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»).
- Здравствуй, утро! (Жест вправо).
- Здравствуй, день! (Жест влево).
- Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны).
Муз. рук. – Ребята, понравилось вам здороваться стихами?
Ответы детей.
Муз. рук. – Хотели бы вы еще кого – ни будь поприветствовать.
Дети отвечают.
Муз. рук. – Сейчас мы познакомимся с жителями сказочного домика.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на картонный домик.
Муз. рук. – Тили – бом, тили – бом,
Пригласить хочу вас в дом!
Домик маленький, чудесный!
Кто живет в нем, интересно?
В этом домике, ребята, живут герои музыкальных игр. Я вас с ними познакомлю.
Музыка открой нам дверь,
В дом волшебный поскорей.
Музыкальный руководитель исполняет песню Е. Тиличеевой «Птица и птенчики».
Муз. рук. - Ребята, как называется эта песня?
Дети отвечают.
Муз. рук. - Правильно. Значит, в нашем волшебном домике живут птица и птенчики.
Музыкальный руководитель показывает детям картинки с изображением птицы и птенчиков и закрепляет рисунки на домике.
Муз. рук. – Каким звуком пела мама – птица?
Дети отвечают на вопрос. (Низким).
Муз. рук. – Пропоем звук птицы.
Дети поют звук «до1».
Муз. рук. – Каким голосом чирикали птенчики?
Дети отвечают. (Высоким).
Муз. рук. – Пропоем звук птенчиков.
Дети поют звук «до2».
Муз. рук. – Хорошо! Сегодня я усложняю задание этой игры.
Семен и Снежанна будут ведущими. Они получат по одной не цветной картине с рисунком птицы и птенчиков.
Дети выходят на середину зала и получают соответствующие не цветные картинки (Снежанна – «птицы», Семен – «птенчиков»).
Муз. рук. – Сейчас прозвучат звуки птицы и птенчиков. Снежанна будет узнавать только низкий звук, голос птицы, и скажет: «меня зовет птица!», а Семен – высокий, чириканье птенчиков, и ответит: «меня зовут птенчики!». За правильный ответ ребята получат маленькую цветную карточку и закроют не цветное изображение. Выиграет тот, кто быстрее сложит цветную картину.
Музыкальный руководитель поочередно играет звуки октавы «до1» и «до2». Дети собирают цветные картины.
Муз. рук. – Хорошо. Справились с заданием, собрали такие удивительные картины. Ребята, а кто еще живет в домике?
В окна дома поглядим,
Тихонько в двери постучим!
Тук – тук!
Музыкальный руководитель стучит.
Муз. рук. – Ребята, кто – то идет.
Кто идет, кто как идет,
Громко песенку поет?
Ребята, споем песню «Кто как идет».
Дети поют песню Н. Мурычевой «Кто как идет».
Муз. рук. – Ребята, назовите героев этой песни.
Дети называют героев песни – зачина. (Медведь, волк, лиса).
Муз. рук. – Молодцы.
Музыкальный руководитель показывает картинки с изображением медведя, волка, лисы и закрепляет рисунки на домике.
Муз. рук. – В нашем домике, ребята, живут медведь, волк и лиса. Передайте хлопками шаги этих зверей, сначала с моей помощью, а потом самостоятельно. Прохлопаем медленную, неторопливую поступь медведя.
Музыкальный руководитель напевает фрагмент песни «Кто как идет», дети прохлопывают ритм «медведя».
Муз. рук. – Прохлопаем порывистые движения волка.
Музыкальный руководитель напевает другой куплет из песни «Кто как идет», дети выполняют задание.
Муз. рук. – Передадим хлопками вкрадчивые действия лисы.
Музыкальный руководитель поет следующий фрагмент из песни «Кто как идет», дети прохлопывают ритм «лисы».
Муз. рук. – Хорошо. Ребята, мы передали хлопками ритм, чередование долгих и коротких звуков. А сейчас исполним песню «Кто как идет» по ролям. Женя будет медведем, Ангелина – лисой, а Влад – волком. Они выберут музыкальный инструмент, подходящий по характеру своему зверю.
Дети выходят на середину зала и выбирают музыкальные инструменты. (Медведь – бубен, лиса – треугольник, волк – деревянные ложки).
Муз. рук. – Молодцы! Сейчас, ребята, украсим песню звучанием этих музыкальных инструментов. Бубен поможет передать поступь медведя, деревянные ложки – шаги волка, а музыкальный треугольник – движения лисы.
А вы, ребята, помогайте,
Дружно песню запевайте.
Если справитесь с заданием, то настоящие зверюшки придут к нам в гости.
Дети выполняют упражнение «Подбери инструмент» Н. Улашенко на развитие тембрового и ритмического слуха.
Муз. рук. – Молодцы, какой замечательный оркестр у нас получился!
Раздается стук в дверь.
Кто стучится в нашу дверь?
Проходите поскорей!
Под русскую народную мелодию «Подгорка» появляются звери.
Медведь – Я мишка – топтышка.
Волк – Я волк – зубами щелк.
Лиса – Я лисица – рыжая сестрица.
Муз. рук. - Раз уж в гости к нам пришли,
Поиграйте с нами вы.
Игра «Чей кружок быстрее соберется». Каждый получит по одной карточке, один с изображением волка, другой – лисы, третий – медведя и будет двигаться поскоками по залу. С окончанием музыки участники игры подбегут к зверю, который у них на карте. А я посмотрю, чей кружок быстрее соберется!?
Проводится игра на внимание «Чей кружок быстрее соберется». Музыкальный руководитель играет «Польку» Е. Горбачевой. Дети выполняют задание. По окончанию игры они садятся на стулья.
Муз. рук. – Побеждает команда … (например, лисы). Зверюшки, вам понравилось играть с ребятами?
Звери – Да!
До свидания детвора,
Возвращаться нам пора.
Дети прощаются со зверями.
Муз. рук. – Ребята, хотите узнать, кто еще живет в волшебном домике?!
Ответы детей.
Муз. рук. - Вся отгадка –
В загадке!
Послушайте песенку и вспомните, кто ее поет.
Дети слушают аудиозапись В. Шаинского «Песенка крокодила Гены» и отвечают. (Крокодил Гена).
Муз. рук. – Молодцы!
Музыкальный руководитель показывает картинку с изображением крокодила Гены и закрепляет рисунок на домике.
Муз. рук. – Ребята, а сегодня мы попробуем найти крокодила Гену среди спрятанных игрушек. Коля по громкой музыке определит, где крокодил Гена.
Воспитатель по кругу располагает игрушки, накрытые платочками. Участник игры медленно идет по кругу. Музыкальный руководитель регулирует динамику звучащей песни. Коля находит игрушку. Музыкальный руководитель показывает детям музыкальную игрушку крокодила Гену, который поет куплет из песни «Песенка крокодила Гены». Дети аплодируют.
Муз. рук. – Ребята, а на каком инструменте играет крокодил Гена?
Дети отвечают. (Гармошка).
Муз. рук. – Правильно.
Муз. рук. – Ребята, а у меня для вас есть аккордеон.
Игра моя с секретом,
Послушайте об этом:
Если громко заиграю –
Хлопать будем не боясь.
Ну, а тихо заиграю –
Все сидим не шевелясь.
Музыкальный руководитель играет на аккордеоне русскую народную мелодию «Ах, вы сени», изменяя динамику звука. Дети выполняют задание.
Муз. рук. – Молодцы, правильно различаете громкое и тихое звучание.
Тили – бом, тили – бом,
Закрываю дверку в дом!
Ребята, мы познакомились со всеми жителями волшебного домика: птицей и птенчиками, волком, лисой, медведем, крокодилом Геной. А сейчас наше занятие подошло к концу. У меня на подносе квадратики двух цветов. Назовите эти цвета.
Дети называют. (Красный и зеленый).
Муз. рук. – Красный цвет передает радостное, солнечное настроение. Зеленый – печальное, грустное. Ребята, кому было интересно и весело на занятии, возьмите красный квадрат, а те, кому скучно – зеленый.
Дети берут с подноса соответствующий своему настроению квадрат.
Муз. рук. – Я вижу, какое у вас настроение. А вы ребята, покажите его нашим гостям. Хорошее настроение возьмите с собой в группу.
Дети под аудиозапись уходят из зала.