Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Колесникова О.Б., Перминова О.А. Школа для родителей «Умеете ли Вы общаться с вашим ребенком?»

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Школа для родителей

«Умеете ли Вы общаться с вашим ребенком?».

«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь» (Ф.Э. Дзержинский).
«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье»
(Л. Бетховен).
«У детей свое особое умение видеть, думать и чувствовать, и нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим» (Жан-Жак Руссо).
«Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, что не достает от природы» (Аристотель).
«Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым» (Оскар Уайльд)
Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей, поделиться друг с другом опытом воспитания детей. Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи.
3. Познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений.
4. Создание благоприятного эмоционального климата в семье.
Разобрать ситуации, возникающие с детьми, найти адекватные выходы. Ожидаемые результаты:
Развитие положительных взаимоотношений между детьми и родителями.
Обмен опытом между родителями по вопросу воспитания своих детей.
Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности.
Соц.педагог: Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу такую необычную встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу и постараемся узнать много нового как о самих себе, так и о своих детях.

Как трудно понимать слова из уст,

Когда лимит общенья к детям пуст.

"Дела. Я занят.Времени в обрез."

С годами след" родителя" исчез.

Не забывайте! Подрастают детки:

Андрюшки, Мишки, Дашки, Светки.

С годами их лимит исчезнет к вам,

И не поверят слезам и словам

Не допустите отчуждения детей!

Пусть кровь родителя кипит сильней!

Пусть любит сердце искренне кровинок,

Любовь растопит место и для льдинок.

Соц.педагог: Общение и отношения с вами, с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.
«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.
Упражнение «Ассоциации». Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Игровое упражнение «Закончи предложение».
Педагог начинает предложение, а родители его продолжают. Участники передают друг другу мяч и отвечают.
А) Общение с ребенком – это …
Б) Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать …
Резюме:
Общение с ребенком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие.
Игровая ситуация «Что сказали бы Вы?»
А) Вам нездоровиться, к Вам обращается ребенок, Вы…
Б) Вы зовете ребенка кушать, а он не идет, Вы …
В) Если ребенок что-то разбил, то Вы …
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ».
Родителям раздаются карточки с ситуацией и предполагаемыми вариантами ответа. Необходимо выбрать адекватный данной ситуации вариант.
Ситуация 1.
Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваши слова;
1.       Сколько раз я тебе говорила, как надо играть.
2.       Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
3.       Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 2.
Вы заняты очень важным делом. К Вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваши слова:
1.       Не сейчас, видишь, я работаю.
2.       Займись чем-нибудь, вот возьми бумагу и порисуй.
3.       Я сейчас работаю и не могу поиграть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.
Ситуация3.
Ребенок приходит с улицы грязный. Ваши слова;
1.       Вечно ты приходишь с улицы как поросенок.
2.       Ты посмотри, каким чистым приходит с улица Миша (Света), а ты!
3.       Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
Ситуация 4.
Встретившись на улице с коллегой по работе, Вы разговарились. Ваш ребенок то и дело прерывает Ваш разговор: «Мама (папа), пойдем!» Ваши слова:
1.       Ты что не видишь, я с тетей разговариваю.
2.       Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.
3.       Не мешай нам разговаривать.
Резюме
Одной из эффективных техник общения является «Я-выражение». Оно в отличие от «Ты – выражения» не унижает и не оскорбляет ребенка. Результат общения – образ «Я», взаимоотношения, самооценка.
Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи! » – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Соц.педагог: А закончить хотелось вот этим стихотворением

Дети – это счастье, дети – это радость,

Дети – это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытание.

Дети, как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, понимание.

Дети – это время, дети – это труд.

Дети – это чудо, доброты послание,

Лучики восхода, капельки любви.

Дети – это каждой девушки желанье

(Даже карьеристки, в глубине души).

Дети – это ночью частые вставания,

Дети – это соски, колики, горшки.

Дети – это споры в вопросах воспитания,

Мамины молитвы, папины посты.

Дети – это ласка, искренность и дружба.

Спорят понарошку, любят так всерьёз.

С ним нам лукавить, прятаться не нужно –

Детскими глазами видно нас насквозь.

Дети – это папы часто нету дома,

Дети – это мама дома целый день.

Дети – это часто узкий круг знакомых,

Собственные планы двигаются в тень.

Дети – это будто жизнь пошла сначала:

Первые улыбки, первые шаги,

Первые успехи, первые провалы.

Дети – это опыт, дети – это мы

Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Литература:
1. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. - М.: АРКТИ, 2004.
2. Ш.А. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!” Издательский дом Шалвы Амонашвили Лаборатория гуманной педагогики МГПУ Москва 2006(Источники: дошкольное воспитание №З/2006 «Умеете ли вы общаться со своим ребенком»; Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ)
2019