Аннотация. Статья представляет собой отчет о педагогическом эксперименте по определению мотивов изучения биологии у обучающихся 5-11 классов средней общеобразовательной школы. Рассматриваются суть понятия мотивации и классификация учебных мотивов. Описываются возможные варианты организации учебного процесса по биологии с применением приемов и методов, повышающих мотивацию. Одной из главных целей модернизации системы школьного образования является формирование у современных школьников ключевых компетенций: универсальных учебных действий, приемов самостоятельного приобретения знаний и личной ответственности обучающихся. Поэтому современная школа находится на стадии постоянного обновления, происходит совершенствование содержания, организационных форм работы, а также новейших технологий обучения [7]. Показателем эффективности педагогического процесса является стабильный познавательный интерес школьников и их мотивация. Любой учитель безусловно хочет, чтобы его ученики всегда хорошо учились, ходили в школу с интересом и желанием узнать что-то новое. В этом заинтересованы также и родители учащихся. Но часто и педагоги, и родители с сожалением констатируют, что ребенок не желает учиться, или мог бы отлично заниматься, но не хочет. Тогда можно говорить о том, что у ученика не сформировалось потребности к получению новых знаний, нет интереса к обучению в школе, потому что нет мотивации к изучению предмета, нет мотивов хорошо учиться [2]. Необходимо учитывать, что формированию положительной мотивации учения способствуют не только проявление познавательно интереса, но и эмоциональная обстановка на уроке, общая атмосфера в школе и классе, установление сотрудничества между учителем и учеником, повышение самооценки каждого ученика, создание ситуации успеха у неуспевающих школьников. Поэтому учебная деятельность не должна быть скучной и обыденной. Учитель должен знать ведущие мотивы деятельности своих детей, и строить свою работу в соответствии с этим знанием, тогда ученик будет успешен в предмете. В связи с этим одной из важных задач, стоящих перед учителем в средней общеобразовательной школе, является формирование и создание условий для развития учебной мотивации у обучающихся. Без мотивации учебная деятельность не может существовать, она провоцируется и поддерживается адекватными мотивами [9]. Одна из главных проблем современных общеобразовательных учреждений – это формирование учебной мотивации. Данные, приведенные выше, подтверждают актуальность проблемы и обосновывают цель дальнейшей работы. Целью нашейработы является изучение и формирование учебной мотивации обучающихся к предмету «Биология» в средней общеобразовательной школе. Для достижения цели мы поставили перед собой ряд задач: рассмотреть определения понятия «мотивация» у разных авторов; изучить классификацию мотивации и мотивов, формирующих интерес к учебной деятельности; проанализировать мотивы изучения биологии школьников среднего и старшего звена; узнать о приемах и методах повышения мотивации. Первый понятие «мотивация» употребил немецкий философ А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». После этого термин стали употреблять для объяснения причин поведения человека и животных. Термин мотивация используется во всех областях психологии, где исследуют причины и механизмы поведения человека. Кандидат педагогических наук (по психологии) Скороходова О.И. говорит о том, что мотивация — это психический фактор, стимулирующий человека к совершению определенных действий и, определяющий их направленность и цели [10]. Ряд известных отечественных психологов (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, И. А. Зимняя и др.) считают, что мотивация представляет собой совокупность различных психологических факторов, которые определяют поведение и деятельность человека [3]. Педагогика трактует это понятие так. Мотивация – это все процессы, методы и средства, побуждающие учащихся к успешному освоению содержания образования. А учебная мотивация – это проявление учащимися активности при достижении целей обучения. Существует множество классификаций мотивов учения, разработанные разными авторами. Представим некоторые из них. Познавательная активность обучающихся имеет различные источники. Мы выделили три основных вида источников учебной мотивации: ü Внутренние источники (познавательные и социальные потребности); ü Внешние источники (возможности обучающихся, ожидания, требования); ü Личностные источники (интересы, примеры, цели). И на основе перечисленных источников учебной мотивации, можно выделить 3 группы мотивов: 1. Социальные (понимание социальной значимости обучения, осознание развивающего значения учения для личности, потребность в развитии взглядов на жизнь и др.); 2. Познавательные (интерес к открытию новых знаний, любознательность, желание развивать познавательные способности, получение удовольствия от умственной работы и др.); 3. Личностные (чувство собственного достоинства и самоуважения, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников и др.) [6]. Доктор психологических наук Маркова А.К. к видам мотивов относит познавательные и социальные (рис. 1). Если ученик в ходе процесса обучения нацелен на содержание учебного предмета, то можно говорить о преобладании познавательных мотивов. Если школьник направлен на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах [10].
Мотивы
Познавательные
(внутренние)
Направлены на других, связаны с различными взаимодействиями школьника с другими людьми ü Желание выполнить долг ü Чувство ответственности ü Стремление занять определенную позицию, пользоваться авторитетом среди одноклассников ü Выбор будущей профессии
Направлены на предмет изучения, на содержание учебной деятельности ü Овладение новыми знаниями ü Усвоение способов добывания новых знаний ü Интерес к учебному процессу и его результату ü Развитие умений и качеств ü Любознательность
Социальные
(внешние)
Рисунок 1 Классификация мотивов Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные (внешние) мотивы – это основа самовоспитания и самосовершенствования, а познавательные (внутренние) мотивы – это основа самообразования. Известный ученый и педагог Е. П. Ильин считал, что необходимо соотнесение мотива с возрастом для понимания его специфики. Возрастные изменения детей оказывают влияние на мотивацию [4]. Посмотрим по таблице, как мотивируется учебная деятельность школьника по возрастам. Таблица 1 Изменение учебного мотива по возрастам Возраст/Группа Мотив Дошкольники · интерес к учению вообще · стремление к взрослости Младшие школьники · беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация); · получаемые отметки; · престижный мотив; · познавательный мотив (очень редко). Подростки · стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению; · мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»; · требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок; · потребность в познании и оценке свойств своей личности; · главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников); · особенность мотивации – наличие подростковых установок. Старшеклассники · основной мотив – подготовка к поступлению.
В качестве основного мотива в теории учебной деятельности рассматривают учебный. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов у ученика являются следующие критерии: • Познавательная активность на уроке; • Использование дополнительной литературы (справочники, энциклопедии); • Проявлять любознательность на лабораторных и практических работах; • Самостоятельность в решении задач; • Стремление к выполнению заданий повышенной трудности, участие в олимпиадах, конкурсах по биологии; • Понимание значимости биологических знаний и применение их в будущем; • Интерес к профессии типа «Человек – Природа» [8]. Одной из причин слабой успеваемости учеников является несформированность познавательной учебной мотивации. Задача учителя – создать у школьников устойчивую мотивацию достижения успеха, повысить самооценку и уровень знаний по биологии, в частности. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником, различные приемы и методы, используемые на уроках биологии, а также биологические объекты, изучаемые на уроке и формы деятельности с этими объектами [2]. Поэтому учителю важно знать мотивы изучения биологии и их изменения с возрастом, так как биология изучается в средней общеобразовательной школе с 5 по 11 классы. Это определило экспериментальную часть нашей работы. Базой для проведения исследования является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Великий Устюг. Учащимся 5-11 классов была представлена анкета с рядом вопросов о мотивах изучения биологии, проанализировав ее, можно сказать, что интерес к биологии чаще всего появляется в подростковом возрасте, на этот интерес в основном влияют учитель биологии и родители. Биологические объекты, которые предпочитают школьники для изучения – это человеческий организм, животные и растения. Основным источником получения новой информации при изучении биологии является урок, на котором им интересна работа с микроскопом, а также лабораторные исследования. Редко участвуют в мероприятиях, связанных с охраной природы. Многие из обучающихся считают свои знания о природе недостаточными и хотят узнать больше. И главной целью изучения биологии старшеклассники считают сдачу экзамена и выбор будущей профессии, связанной со знаниями предметов естественно - научно цикла, а в среднем звене для многих биология просто интересна, как наука. Зная эти мотивы и цели изучения биологии в школе, учитель должен строить свою работу так, чтобы мотивация, особенно познавательная у обучающихся не пропала, а также повышать ее с помощью различных приемов и форм работы. Поэтому одним из способов повышения мотивации является применение на уроках биологии интересных приемов, методов и форм работы с учениками. Таким образом, учитель организует виды активной деятельности учащихся, включает их в специально созданные педагогические ситуации, организует выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания [2]. Нам хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации на уроках биологии. Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Поэтому, несомненно, одним из важных и действующих приемов по повышению уровня мотивации является применение полученных знаний в жизни, необходимость знаний, полученных на уроке для будущей профессии [5]. Прием второй: интегрированный урок. Проведение нетрадиционных интегрированных уроков, которые, бесспорно, относятся к эмоциональным методам мотивации. Интегрированный урок - это находка, возможность для учителя осуществить межпредметную связь. Интегрированный урок- это не только впечатляющий мотивационный приём, у этих уроков есть возможность помочь уйти от перегрузок [1]. С целью внедрения в практику преподавания интегрированных уроков были разработаны занятия по темам: «Насекомые в баснях Михалкова» (биология и литература), «Центры происхождения культурных растений» (биология и география), «Зрительный анализатор» (биология и физика), «Химический состав клетки» (биология и химия), «Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах» (биология и ОБЖ). Третий прием: кейсы. Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на вопросы. В виде кейса может быть письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуации [9]. Или учащимся может быть предложен пакет заданий, который необходимо выполнить, для того, чтобы достичь определенной цели и задачи урока. Прием четвертый: проектная деятельность. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам [6]. Сюда относятся и групповые мини-проекты, созданные на уроке биологии, а также индивидуальные годовые проекты. Очень многие обучающиеся для написания годового проекта выбирают именно предмет биологию, положительный результат заметен, когда они выступают с защитой своих проектов на школьной научно-практической конференции и занимают призовые места. Ведь в биологии есть множество вопросов и проблем актуальных сегодня. «Влияние электронных табачных изделий на организм человека», «Язык цветов», «Научные развлечение с простыми вещами», «Мармелад – что за сладость?» и другие. Пятый прием: «отсроченная отгадка». В начале урока учитель сообщает удивительный факт или загадывает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом [2]. Или же загадка или удивительный факт сообщается учащимся в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Шестой прием: тематические кроссворды. Для подведения итогов урока, или темы вместо контрольной работы, контрольного теста можно использовать кроссворд. Он разнообразит учебную деятельность, привлекает внимание учащихся, позволяет проверить конкретные знания по теме. Также дети с интересом и сами составляют кроссворды на различные темы уроков. Седьмой прием: создание проблемной ситуации. Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе [9]. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации. Восьмой прием: биологические задачи. Биологические задачи можно предложить ученикам на уроках, на олимпиадах или на тематических неделях. Они вызывают интерес у обучающихся, развивают внимание и мышление. Девятый прием: тематические недели. Недели экологии и биологии проводят во многих общеобразовательных школах. Цели тематической недели: активизация познавательной деятельности учащихся, расширение знаний, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ученика, нацеливание детей на результативную работу [2]. На неделе биологии и экологии могут быть проведены различные фотоконкурсы, конкурсы эссе на экологические темы, конкурсы плакатов, биологические диктанты и много других интересных и увлекательных мероприятий. Десятый прием: экскурсии и лабораторные работы. Именно на биологии можно осуществлять такие формы работы. На экскурсии школьники учатся видеть нужные объекты, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Лабораторные работы позволяют ребятам почувствовать себя в какой-то мере работником научной лаборатории, они работают с препаратами, микроскопами, отмечают важное, зарисовывают, то есть выполняют научную работу. Поэтому и экскурсии и лабораторные работы включаются в рабочую программу по биологии. Изучение и формирование мотивации к изучению предмета - едва ли не первостепенная проблема современной школы. А создание условий для развития учебной мотивации обучающихся - теперь одна из главных задач педагогов. Условия для формирования мотивации учения можно создавать на разных этапах урока биологии: при изучении нового материала, закреплении, опросе домашнего задания, контроле знаний, выполнении практических работ; в ходе выполнения дополнительных и домашних заданий [7]. Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать считается одним из самых важных компонентов урока. Библиографический список: 1. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. – 2006. – № 5. – С.50-54. 2. Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии / А.Е. Богоявленская – М.: Просвещение, 1996. – 192 с. 3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Москва: Издательская корпорация «Логос», 2005. – 384 с. 4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. Мастера психологии / Е.П. Ильин. – Санкт Петербург: Питер. – 2008. – 253 с. 5. Ионина, Н.Г. Содействие школьникам в выборе и профессиональном самоопределении как одно из направлений деятельности учителя биологии / Н.Г. Ионина // Биология в школе. – 2016. – №9-10. – С.49-53. 6. Кузнецова, М.И. Мотивация деятельности / М.И. Кузнецова. – Санкт Петербург: Фирма, 2005. – 158 с. 7. Кучменко, В.С. Проблемы модернизации биологического образования / В.С.Кучменко // Биология в школе.– 2010. – № 5. 8. Панина, И. В. Мотивация учащихся к обучению на уроках биологии / И.В. Панина // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 191-193. 9. Пасечник, В.В. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии/ В.В. Пасечник // Биология в школе. – 2014. – №10. – C.21-31. 10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – Санкт Петербург: Питер Ком, 2009. – 368 с.