Исследовательская и проектная деятельность

Шагиахметов Р.И. Влияние физических упражнений на умственные способности

Библиографическое описание:
Шагиахметов Р.И. Влияние физических упражнений на умственные способности // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.

Про отрицательное влияние отсутствия физической активности человека известно еще со времен Аристотеля, его цитата гласит: «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как продолжительное физическое бездействие». В настоящее время большое внимание органов государственной власти приковано к развитию здорового образа жизни, в частности повышения уровня вовлеченности населения в регулярные занятия спортом, это же и является одной из особо важных стратегических задач нашей страны. А с самого детства мы слышим от родителей, учителей, из СМИ, что «спорт – это движение и жизнь» [1].

Несмотря на частые призывы о пользе занятий спортом, на практике большая часть людей с возрастом, а кто и всю жизнь мало времени посвящают развитию собственного физического состояния.

Еще с 1983 года проводилось множество исследований на тему изучения влияния физической активности человека на мозг человека, и одним из первых исследований на эту тему было «Physical activity and the healthy mind» (под авторством профессора нейробиологии R. J. Shephard), результаты которого были опубликованы в US National Library of Medicine National Institutes of Health [3]. Но в силу недостаточности знаний о строении нейронных связей мозга, объяснить все процессы с точки зрения нейробиологии не представлялось возможным.

Зависимость между уровнем IQ человека и уровнем физической подготовки объясняется не генами, а факторами окружающей среды. Молодые люди в возрасте 15-18 лет, которые совершенствуют свою физическую форму, создают предпосылки для повышения когнитивных способностей. Поэтому, физическая культура является предметом, который является одним из важных и необходимых, повышающих эффективность изучения школьной учебной программы.

Нами проведено исследование о влиянии физических упражнений на умственные способности человека. К данному исследованию привлекалась группа школьников 11 классов, в количестве 15 человек «ГБОУ СОШ № 58 им. С.П. Королёва», г. Санкт-Петербурга.

Ввиду ежедневно поступающего количества информации, выпускники могут быть подвержены утомлению, в таком случае данный эксперимент для них будет даже полезен. Особенно стоит подчеркнуть, что немалая часть тестируемых ведет преимущественно сидячий или малоподвижный образ жизни.

Зачастую люди подвергаются сильным эмоциональным нагрузкам, работают в напряжении и при этом не находят времени на физические упражнения, что может стать причиной развития гиподинамии. Очень важно для каждого освобождать мускулатуру тела от лишнего напряжения с помощью занятий спортом, активных движений. Продолжительная монотонная работа приводит организм к запуску процесса торможения, снижения работоспособности ввиду того, что кора головного мозга устает от продолжающегося напряжения нервной системы, которое распространяется на все группы мышц человека.

Так же, учеными доказано, что при интеллектуальной работе мозг потребляет большое количество кислорода. При выполнении физических упражнений происходит учащение сердцебиения, повышается давление, сосуды расширяются и как следствие циркуляция крови в организме становится быстрее, с каждым входом поступает больше кислорода, необходимого для насыщения клеток организма, в том числе и головного мозга.

Тестирование группы школьников проходило в форме опроса, где им на короткое промежуток времени предоставлялась последовательность случайных чисел, после чего необходимо было ответить на 5 вопросов, касающихся этой последовательности, до начала физической нагрузки и после. Для успешного прохождения теста на память необходимо было правильно решить 60% задач.

На основании этого были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Сравнить успешность прохождения тестов на логику до и после физических упражнений.

2. Выявление воздействия физической активности на умственную деятельность школьников в сравнении с первоначальным их состоянием.

Для проведения тестирования были взяты тесты на память и внимание у взрослых Тихоновой Н. Задания в тестировании выглядели следующим образом:

1. Перед вами тестовый материал, это и буквы, и слова. Что нужно сделать? Нужно за 5 минут найти 32 слова, замурованных в буквах.

2. Перед вами ряды слова ГРАМОТА. Необходимо за 10 секунд, найти слово, которое написано неправильно.

3. Перед вами ряды панд с кексиками. Необходимо найти панду без кексика. Постарайтесь уложиться в десять секунд.

4. Перед вами очень много оленей. Необходимо найти мишку среди оленей. На выполнение теста дается десять секунд.

5. Еще один тест на узнавание. Перед вами изображения 9 предметов. Необходимо в течение 1 минуты их внимательно рассмотреть и запомнить. Потом закрыть изображения и на картинке ниже отыскать те, изображения, которые вы запомнили [2], и другие.

После проведения тестирования у группы испытуемых, давалось задание осуществлять чередования аэробных упражнений (ходьба, бег, велосипед) с отдыхом в рамках занятия по физической культуре.

Результаты исследования представлены следующим: до физических нагрузок из 15 испытуемых только 6 человек успешно прошли тестирование, а уже после физических упражнений, успешно пройти тестирование удалось 11 студентам. Прослеживается положительная динамика влияния физических упражнений на мозговую деятельность студента. Занятия физической культурой способствует повышению частоты сердечных сокращений, что в свою очередь способствует повышению дыхательного ритма и вследствие этого снабжению крови кислородом.

Анализ данного исследования позволяет говорить о том, что абсолютно все виды проводимой физической нагрузки оказывали следующий эффект:

- высокий уровень запоминания в обучении;

- способность оперативно концентрироваться;

- развитие долгосрочной памяти и др.

Результаты, итогами которых стало улучшение памяти и способности к обучению сохранялись по край ней мере, в те че ние 30 ми нут и вплоть до двух ча сов. Го раз до ме нее зна чи тель ным было вли я ние упраж не ний, ко гда они вы пол ня лись по сле обу че ния. Несмотря на неочевидность важности физических нагрузок для интеллектуальных способностей индивидуума результаты исследования показали значимую корреляцию между наличием физической нагрузки и результатами мозговой активности.

Невозможно не согласиться с тем, что любая активность живого организма провоцирует различные процессы в нем. Безусловно, мы имеем дело с усилением нейронных связей, так как с помощью их происходит передача всех данных в нервной системе человека. Химическая связь нейронов между собой осуществляется благодаря гормонам, которые играют роль нейротрансмиттеров [4]. Регулярные занятия спортом способствуют выработке гормонов с повышенной скоростью, вследствие чего наш мозг работает продуктивнее и быстрее. Следовательно, у человека наблюдается приподнятое настроение и высокий уровень готовности к работе.

Не секрет, что физическая активность способствует развитию и улучшению памяти. Происходит это по причине усиления кровотока, что дает свой положительный эффект. Это объясняется с научной точки зрения тем, что кислород доставляется в значительном количестве, таким образом, клетки мозга характеризуются высокой активностью. У человека наблюдается хорошая концентрация сознания, улучшения функций памяти и способности к обучению.

Но стоит помнить, что тяжелые физические нагрузки не могут способствовать развитию работе мозга, поэтому обратим внимание на виды физической нагрузки, которые все же положительно сказываются на здоровье человека. Танцевальная деятельность сказывается на развитии всех групп мышц, в свою очередь влияющих на координацию и владение телом. Танцы позволяют человеку развивать мозг и адаптироваться к нагрузкам, снизить риск развития деменции.

Физические нагрузки вызывают перестройки различных функций организма, воздействуют на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации. Многие исследователи работают над вопросами изучения различных сторон взаимосвязи двигательной активности и умственных способностей. При этом до сих пор не определен оптимальный уровень двигательной активности, при котором интеллектуальная деятельность человека достигала бы пика [5].

Гимнастика в жизни человека полезна тем, что она способна улучшать кровообращение организма, а значит позволяет мозгу получать больше питания. Вид дыхательной гимнастики широко распространен в наше время, и также положительно сказывается на функциях памяти человека, за счет снабжения мозга кислородом.

Физическая активность активирует лобные доли мозга, тем самым увеличивая нейропластичность, ускоряя кровообращения, и как ранее говорилось, влияют на выработку гормона – дофамина [6]. Ученый Бломстранд выработал ряд рекомендаций, в которых говорил о достаточности проведения аэробных упражнений несколько часов еженедельно для достижения положительного эффекта от занятий. «Упраж не ния де ла ют нас счаст ли вее и со сре до то чен нее, — го во рит Блом странд. — Упраж не ния де ла ют нас ум нее!».

Следовательно, мы можем смело говорить о том, физическая активность для каждого человека играет огромную роль. Особенно, в условиях неблагоприятной экологической обстановки, преобладания форм сидячей работы у граждан, современному человеку необходимо уделять внимание выбору видов спорта. Начав тренироваться, можно преобразить свою жизнь и быть счастливее и продуктивнее, а также можно защитить свой мозг от неизлечимых заболеваний, что, несомненно, является вкладом в счастливое и стабильное будущее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Простяков А.А., Спирин А.М., Козенко Е.Ю. Влияние регулярных занятий спортом на работу мозга // Интерактивная наука. 2020. №1 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-regulyarnyh-zanyatiy-sportom-na-rabotu-mozga (дата обращения: 13.11.2023).

2. Тихонова Н. Тесты на память и внимание у взрослых. [Электронный ресурс] // Сайт Развивай с радостью. URL: https://tеmiday.ru/tеsty-na-pamyat-i-vnimaniеu-vzrоslyx/ (дата обращения: 19.09.2022).

3. Любаев, А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь / А. В. Любаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22112/ (дата обращения: 14.11.2023).

4. Пеняева С.М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 12-16; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1827 (дата обращения: 14.11.2023).

5. Туманина Н.В., Хайруллин Р. Р. О влиянии физической нагрузки на мозг человека // Наука-2020. 2020. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vliyanii-fizicheskoy-nagruzki-na-mozg-cheloveka (дата обращения: 14.11.2023).

6. Посашкова О. Ю., Завлина Ю. И. Влияние физических упражнений на мозговую деятельность человека // Актуальные исследования. 2022. №42 (121). С. 152-154. URL: https://apni.ru/article/4792-vliyanie-fizicheskikh-uprazhnenij-na-mozgovuy (дата обращения: 16.11.2023).
2024-03-04 16:07 2023