НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кайгородова С.А. Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего (6-7 лет) дошкольного возраста по теме «Червяк – огородник»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Цель: развитие познавательной активности детей через исследовательскую деятельность
Задачи:
обучающие:
- формировать у детей умение применять полученные знания о дождевом червяке в разных видах деятельности
- формировать у детей умение находить способы решения познавательных задач
- совершенствовать умение работать с микроскопом
воспитательные:
- развивать умение работать в группе, налаживать партнёрские отношения в процессе совместной деятельности
- укреплять интерес к совместной деятельности с взрослым, сверстниками
- воспитывать бережное отношение к объектам живой природы
развивающие:
- развивать познавательный интерес к обитателям почвы
- желание активно изучать живые и неживые объекты с помощью микроскопа, искать ответы на вопросы.
Материалы и оборудование:
зрительный ряд: картинки друзья и враги дождевого червяка, песочные часы, схемы опытов, картинки – пазлы, микроскоп, картинка почвы
литературный ряд: загадка о микроскопе, письмо дождевого червяка
мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: интерактивная доска, ноутбук, электронный микроскоп
раздаточный материал: схемы опытов, пластилин, бумага, карандаши, фломастеры, песок для экспериментирования, карточки с изображением под микроскопом.
Ход занятия:
Вносится письмо.
Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришло письмо и посылка на ваше имя: Ребятам подготовительной группы. Прочитаем?
Здравствуйте, ребята! Я хочу сказать вам спасибо за дружбу со мной – дождевым червяком. Вы не испугались моего внешнего вида, рассматривали меня осторожно, было даже щекотно. А я помог раскрыть вам мои секреты. Побольше бы таких друзей как вы. Прощаюсь с вами до весны. А чтобы вы не забыли обо мне, приготовил для вас сюрприз – игру Червяк – огородник. Думаю вам понравится. С уважением, ваш друг – дождевой червяк.
Воспитатель: А вы знаете, как зимует дождевой червяк?
Что помогает ему пережить зиму?
Воспитатель: Не желаете ли открыть игру и сыграть?
В игре есть игровое поле, 6 карт с заданиями, кубик, тоннель для червяка – огородника и сегменты.
Цель игры: пройти её и узнать, как зимует червяк – огородник.
Правила игры: карточку с головой вставляем в тоннель, чтобы она полностью скрылась, бросаем кубик, находим карту с заданием на игровом поле, соответствующую выпавшим точкам на кубике, выполняем задание и вставляем сегмент в тоннель вслед за червяком, продвигая его вперёд.
Игра заканчивается и вы выиграли, если червяк – огородник выползет из тоннеля на другой стороне.
Воспитатель: Посмотрите, ещё есть стол – помощник, где лежат атрибуты для выполнения заданий.
Карточка 1 Друг или враг дождевого червяка
Задание на интерактивной доске: разбейтесь на пары и разделите живых существ на друзей (знак) и врагов (знак) дождевого червяка. Каждая пара выполняет задание по очереди.
Карточка 2
Задание: подумай и расскажи, что ты знаешь о дождевом червяке, повторы запрещены. Нам поможет волшебная палочка со стола – помощника.
Дополнительные вопросы:
- А вы знаете, в какое время суток дождевые червяки наиболее активны?
- Как вы думаете, что помогает дождевому червяку отталкиваться от поверхности при ползании?
- Подумай, с какой стороны у дождевого червяка голова?
- Что вы сделаете, если увидите на земле дождевого червяка?
- Вы много рассказали о дождевом червяке, а откуда вы узнали информацию о его жизни?
Карточка 3
Воспитатель: Ребята надо выполнить сразу два задания, но время ограничено. Как нам быть? (деление на 2 команды)
На столе - помощнике два конверта – синего и красного цвета, возьмите конверт, соответствующий цвету ленточки.
Задания необходимо выполнить пока идут песочные часы (5 минут), используя карты – схемы.
Задание красного конверта: докажите, что дождевой червяк рыхлит, перемешивает почву, используя карты – схемы.
Задание синего конверта: подумайте и ответьте правильно ли высказывание: Дождевой червяк выползает на землю после сильного дождя?
Карточка 4 ограничение по времени
Задания необходимо выполнить пока идут песочные часы (3 минуты)
Задание: Нарисуйте, сконструируйте дождевого червяка, используя разные материалы со стола – помощника.
Карточка 5
Воспитатель: Смотришь глазом – ничего
А посмотришь лишь в него –
Много всякого – чего
Разглядеть в него глаз смог
Глаз усилил (микроскоп).
Деление на 2 команды
Задание: соберите пазл – микроскоп, определите какой детали не хватает?
Вопрос: без какой детали микроскоп работать не будет?
Карточка 6
Воспитатель: Расскажите, что необходимо дождевому червяку, чтобы жить в почве? (Вода, воздух, перегнившие листья)
Подумайте, где живёт дождевой червяк в песке, глине, земле?
Почему червяк не может жить в глине?
Возьмите со стола –помощника зелёную корзину и шкатулку, выберите любую карточку.
Задание: дети с белыми карточками: рассмотрите под микроскопом песок, опишите как он выглядит, и ответьте на вопрос: почему дождевой червяк не хочет жить в песке?
Задание для остальных детей найди пару фотографии изображения под микроскопом из предметов или картинок.
Обращайте внимание на результат совместной деятельности, помогайте друг другу.
Воспитатель: Ребята наш червяк – огородник выполз из тоннеля. Мы с вами выиграли в игру. А для зимовки он уползает поглубже в землю и сворачивается особым образом. Пусть наш друг червяк спит до весны.
- Что вас сегодня удивило?
- Какое задание было самое лёгкое (самое трудное)?
- Что бы вы хотели ещё узнать о микромире?
За заслуги в области изучения дождевых червей присваиваю вам звание Настоящий друг дождевых червей и вручаю вам свидетельство.
Воспитатель: Ребята с кем ещё можно поиграть в эту игру?
Предлагаю позвать родителей и поиграть с ними.

Библиографический список

1. Большой энциклопедический словарь. Биология. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 252с.
2. Горбунов В.В. Дождевые черви для повышения урожая. – М.: АСТ, 2013г. – 192с.
3. Кротов В. Г. Червячок Игнатий и его чаепития.- М: Центр Нарния, 2010. – 144с.
4. Триста шестьдесят пять научных экспериментов: астрономия, биология, химия, геология, география, физика, погода / худож. Глен Синглтон. - Б. м.: б. и., 2010. - 203 с.
5. Энциклопедия: хочешь знать почему? – М: Махаон, 2006. – 304с.
2019