Цель: развитие познавательной активности детей через исследовательскую деятельность Задачи: обучающие: - формировать у детей умение применять полученные знания о дождевом червяке в разных видах деятельности - формировать у детей умение находить способы решения познавательных задач - совершенствовать умение работать с микроскопом воспитательные: - развивать умение работать в группе, налаживать партнёрские отношения в процессе совместной деятельности - укреплять интерес к совместной деятельности с взрослым, сверстниками - воспитывать бережное отношение к объектам живой природы развивающие: - развивать познавательный интерес к обитателям почвы - желание активно изучать живые и неживые объекты с помощью микроскопа, искать ответы на вопросы. Материалы и оборудование: зрительный ряд: картинки друзья и враги дождевого червяка, песочные часы, схемы опытов, картинки – пазлы, микроскоп, картинка почвы литературный ряд: загадка о микроскопе, письмо дождевого червяка мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: интерактивная доска, ноутбук, электронный микроскоп раздаточный материал: схемы опытов, пластилин, бумага, карандаши, фломастеры, песок для экспериментирования, карточки с изображением под микроскопом. Ход занятия: Вносится письмо. Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришло письмо и посылка на ваше имя: Ребятам подготовительной группы. Прочитаем? Здравствуйте, ребята! Я хочу сказать вам спасибо за дружбу со мной – дождевым червяком. Вы не испугались моего внешнего вида, рассматривали меня осторожно, было даже щекотно. А я помог раскрыть вам мои секреты. Побольше бы таких друзей как вы. Прощаюсь с вами до весны. А чтобы вы не забыли обо мне, приготовил для вас сюрприз – игру Червяк – огородник. Думаю вам понравится. С уважением, ваш друг – дождевой червяк. Воспитатель: А вы знаете, как зимует дождевой червяк? Что помогает ему пережить зиму? Воспитатель: Не желаете ли открыть игру и сыграть? В игре есть игровое поле, 6 карт с заданиями, кубик, тоннель для червяка – огородника и сегменты. Цель игры: пройти её и узнать, как зимует червяк – огородник. Правила игры: карточку с головой вставляем в тоннель, чтобы она полностью скрылась, бросаем кубик, находим карту с заданием на игровом поле, соответствующую выпавшим точкам на кубике, выполняем задание и вставляем сегмент в тоннель вслед за червяком, продвигая его вперёд. Игра заканчивается и вы выиграли, если червяк – огородник выползет из тоннеля на другой стороне. Воспитатель: Посмотрите, ещё есть стол – помощник, где лежат атрибуты для выполнения заданий. Карточка 1 Друг или враг дождевого червяка Задание на интерактивной доске: разбейтесь на пары и разделите живых существ на друзей (знак) и врагов (знак) дождевого червяка. Каждая пара выполняет задание по очереди. Карточка 2 Задание: подумай и расскажи, что ты знаешь о дождевом червяке, повторы запрещены. Нам поможет волшебная палочка со стола – помощника. Дополнительные вопросы: - А вы знаете, в какое время суток дождевые червяки наиболее активны? - Как вы думаете, что помогает дождевому червяку отталкиваться от поверхности при ползании? - Подумай, с какой стороны у дождевого червяка голова? - Что вы сделаете, если увидите на земле дождевого червяка? - Вы много рассказали о дождевом червяке, а откуда вы узнали информацию о его жизни? Карточка 3 Воспитатель: Ребята надо выполнить сразу два задания, но время ограничено. Как нам быть? (деление на 2 команды) На столе - помощнике два конверта – синего и красного цвета, возьмите конверт, соответствующий цвету ленточки. Задания необходимо выполнить пока идут песочные часы (5 минут), используя карты – схемы. Задание красного конверта: докажите, что дождевой червяк рыхлит, перемешивает почву, используя карты – схемы. Задание синего конверта: подумайте и ответьте правильно ли высказывание: Дождевой червяк выползает на землю после сильного дождя? Карточка 4 ограничение по времени Задания необходимо выполнить пока идут песочные часы (3 минуты) Задание:Нарисуйте, сконструируйте дождевого червяка, используя разные материалы со стола – помощника. Карточка 5 Воспитатель: Смотришь глазом – ничего А посмотришь лишь в него – Много всякого – чего Разглядеть в него глаз смог Глаз усилил (микроскоп). Деление на 2 команды Задание: соберите пазл – микроскоп, определите какой детали не хватает? Вопрос: без какой детали микроскоп работать не будет? Карточка 6 Воспитатель: Расскажите, что необходимо дождевому червяку, чтобы жить в почве? (Вода, воздух, перегнившие листья) Подумайте, где живёт дождевой червяк в песке, глине, земле? Почему червяк не может жить в глине? Возьмите со стола –помощника зелёную корзину и шкатулку, выберите любую карточку. Задание: дети с белыми карточками: рассмотрите под микроскопом песок, опишите как он выглядит, и ответьте на вопрос: почему дождевой червяк не хочет жить в песке? Задание для остальных детей найди пару фотографии изображения под микроскопом из предметов или картинок. Обращайте внимание на результат совместной деятельности, помогайте друг другу. Воспитатель:Ребята наш червяк – огородник выполз из тоннеля. Мы с вами выиграли в игру. А для зимовки он уползает поглубже в землю и сворачивается особым образом. Пусть наш друг червяк спит до весны. - Что вас сегодня удивило? - Какое задание было самое лёгкое (самое трудное)? - Что бы вы хотели ещё узнать о микромире? За заслуги в области изучения дождевых червей присваиваю вам звание Настоящий друг дождевых червей и вручаю вам свидетельство. Воспитатель: Ребята с кем ещё можно поиграть в эту игру? Предлагаю позвать родителей и поиграть с ними.
Библиографический список
1. Большой энциклопедический словарь. Биология. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 252с. 2. Горбунов В.В. Дождевые черви для повышения урожая. – М.: АСТ, 2013г. – 192с. 3. Кротов В. Г. Червячок Игнатий и его чаепития.- М: Центр Нарния, 2010. – 144с. 4. Триста шестьдесят пять научных экспериментов: астрономия, биология, химия, геология, география, физика, погода / худож. Глен Синглтон. - Б. м.: б. и., 2010. - 203 с. 5. Энциклопедия: хочешь знать почему? – М: Махаон, 2006. – 304с.