НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чеботарева Н. Н., Чуракова Л. Н. Технологии организации различных видов детской деятельности детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf

В соответствии с ФГОС дошкольного образованию основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть, прежде всего:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальная (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
Деятельность педагога по каждому направлению:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение способов действий.
Такие игрушки как «Картинки-вкладыши», «Коробки форм», Матрешки, «Крутящиеся игрушки», «Качающиеся игрушки» могут развивать как познавательно-исследовательские навыки, когда ребенку нужно найти способ соединения частей для получения целого, так и продуктивную деятельность – создание целого из разрозненных частей. Картинки-вкладыши можно обыграть, если поставить на свое место веселую лягушку-квакушку или собаку-некусаку. С ними можно поскакать, поквакать, пару раз гавкнуть и разобраться, почему большая собачка не помещается в гнезде для маленькой.
Доказано, что игры с матрешкой развивают мелкую моторику рук (доставая из большой матрешки – маленькие) способствуют развитию детского мышления (стоя по росту матрешки: от самой высокой до самой низкой и наоборот) и стимулируют творческие наклонности. В конструкции неваляшки и заложена ее популярность. Ведь ее устойчивость восхищает ребенка, он дотрагивается до игрушки, она раскачивается по небольшой амплитуде, когда он прикладывает больше силы, фигурка практически падает. Все это увлекает малыша веселой игрой, а вместе с ней развивает. Развитие крупной моторики, концентрирование внимания, улучшение цвето и формовосприятия – все это дает ребенку неваляшка.
Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы:
пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
матрёшки 3-4-местные;
"коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
крупные пазлы и мозаики;
кубики крупные пластмассовые и деревянные;
шнурок и бусины для нанизывания;
народные игрушки с подвижными частями;
желобок и шарик для скатывания.
Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения.
Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка, с мыльными пузырями, бумагой. Зимой можно экспериментировать со снегом и льдом. Весной - сажая огород на окне.
Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам нужно постоянно возвращаться.
Можно проводить такие игры с песком, как:
ü Собери песок в кучу лопаткой.
ü Переноска песка в ведёрках («Мало – много; легко – тяжело; сырой – сухой»).
ü Пересыпание песка через воронку в просвечиваемую посуду.
ü Выкладывание форм из сырого песка («Лепим колобки», «Делаем фигурки»).
ü Печатание на сыром песке (следы разной обуви, отпечатки следов игрушек с колёсами или полозьями, протаптывание дорожки к домикам игрушек, «трактор»).
ü Построение домика для игрушечных животных, кукол.
ü Рисование палочкой на сыром песке («Солнышко», «Дождик», «Дорожки»).
ü Копание песка совком (выкопать большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышки).
ü Подготовка канавки или горки для прогулки кукол.
ü Игра «Что я закапала в песке».
ü .«Делаем дорожки и узоры из песка»
Можно проводить такие игры с водой, как:
ü Переливание воды:
ü ·из кружки в кружку
ü ·через воронку
ü ·через решето
ü Пускание плавающих целлулоидных, резиновых игрушек («Весёлые путешественники», «Уточки плавают»).
ü Пускание лодочек, корабликов, пароходов («Весёлые кораблики»).
Инструменты и приборы для экспериментирования с разными материалами:
ü Кружки, совки, сачок, вёдра, лопатки, формочки, грабельки, воронка, сито, решето, дуршлаг, надувные игрушки, шарики деревянные и целлулоидные, лодочки, кораблики, резиновые мячи, лейки, печатки; палочки плоские, круглые, типа шпателей, карандашей; краски разного цвета, вертушки, магниты, металлические предметы.
З. Общение с взрослым. Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используются вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.
Для развития понимания речи, разговаривая с ребенком, нужно устанавливать непосредственную связь слова с предметом или действием. При кормлении следует говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды и т.п. На протяжении второго года с детьми в основном следует говорить о том, что они непосредственно в данный момент воспринимают. Можно и нужно говорить о том, что ребенок видел на прогулке.
Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях: «Кошка спит, и девочка тоже спит», Это обогащает смысловое содержание слов. Помогает сравнивать и обогащать.
Нужно не столько развивать понимание, но и обязательно учить ребенка говорить.
Осуществлять это можно через: показ предметов с названием их, организацию наблюдений за животными, рассматривание предметов повседневной обстановки, показ действий с игрушками, показ картинок, изображающих отдельные предметы, а затем и действия, рассказывание коротких стихов для слушания и подражания типа «гуси-
гуси!» Га-га-га. Есть хотите? Да! Да! Да!, Положительное значение тикают и такие игры, как «послушай и скажи, как лает собачка, тикают часики, плачет Ляля», игра – поручений («принеси», «найди», «унеси, поставь туда-то»).
Игры как приветствие «Солнышко», «Утреннее приветствие», «Ищу друга» с игрушками, «Помоги Тане», «Липучки», «Сделай как Я», «Зеркало», «Прятки с платочками» создают положительный настрой в группе, развивают умение использовать в общении друг с другом ласковые слова, прививают навыки приветствия каждого ребенка в группе.
4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.
Такие игры как, «Пузырь», «Вот сидит лохматый пес», «Подпрыгни до воздушного шара», «Делай, как я», «Ладушки», «Угадай, в какой руке», «Солнышко и дождик» способствуют знакомству и сближению детей друг с другом и с воспитателем.
5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания.
Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
- опрятности (пользоваться горшком).
Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.
Можно использовать следующие методы:
Метод показа. Очень важно при обучении, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.
Метод практического действия. Необходимо постоянно упражнять детей, чтобы они хорошо поняли, как и что следует делать.
Метод общего напоминания. Когда закреплены навыки самообслуживания, требуется контроль со стороны воспитателя.
Игровой метод. Повышает интерес к самостоятельности.
Художественная литература. Чтобы сделать процесс обучения самообслуживанию лёгким и приятным.
6. Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок.
Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.
Маленьким детям необходимо читать художественные произведения, приучать их слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение нужно показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
7. Двигательная активность.
Дети получают огромное удовольствие от выполнения разнообразных движений и от эмоционального положительного контакта с воспитателем. В то же время у детей внимание еще не устойчиво, они часто отвлекаются и переходят от одного вида деятельности к другому. Ближе к трем годам дети производят большое количество движений. Они подражая взрослому имитируют действия птиц, животных, транспорта. Большое место в двигательной активности детей играют различные подвижные игры, где полно реализуется высокая потребность ребенка в движении, она значительно увеличивается в процессе подвижных игр с использованием физкультурных пособий. Действия детей с пособиями очень просты. Они обыгрывают их: Например: в руках флажки машем вверх - вниз, а теперь –спрятали (ручки за спинками, ходьба по дорожке - в руках кубики, сели в ямки (дети садятся внутрь обручей) в руках шишки массажируем ладошки и много других действий, показ этих действии и разнообразие пособий вызывает интерес у детей к движениям важно воспитателю показать эти действия и поиграть вместе с ними.
Кроме организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием
8. Восприятие смысла музыки
Особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно. Ранний возраст - это когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности детей, в развитии понимания «языка» музыки. Чем раньше начинать знакомить детей с разнообразной музыкой – классической, народной, созданной композиторами специально для детей, развивать у детей интерес и любовь к музыке, тем в дальнейшем будет намного проще и легче формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности. Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развития ребенка. Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей музыкальности:
- эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;
- музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшем формируются музыкальные способности, необходимые для овладения музыкальной деятельностью.
Виды детской музыкальной деятельности:
- слушание музыки;
- детская исполнительская деятельность (пение, музыкально - ритмичная деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);
- детская музыкально-творческая деятельность.
На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку и т. д. Дети лучше усваивают то, что наблюдают, если сопоставляют это со знакомой им песней.
Например, наблюдение за птицами «Птичка», «Зима прошла»; за погодой «Дует, дует ветер», «Дождик, дождик пуще…», «Солнышко лучистое» и т. д.
После сна, тоже можно включать спокойную тихую музыку, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись.
В другие режимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию. Можно предложить детям их любимые песни или музыку, для прослушивания в группе.
Все это благотворно влияет на психику детей и на их развитие в плане музыкального образа.
Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.
2020