Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно - образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства школьников соответственно преобладает и образный тип памяти. Специфика содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемые, легко забываемые слов, преобладания не яркого материала) тоже не способствует овладению детьми твёрдых навыков орфографии.
Всегда актуальной проблемой является грамотность письма. А для чего необходима грамотность? Она очень важна для того, чтобы адаптироваться в окружающем мире, чтобы тебя понимали окружающие люди.
Моя цель на уроках русского языка:
создать условия для формирования орфографического навыка в процессе работы над словарными словами.
Задачи:
1. Научить видеть опасность в слове.
2.Развивать навык грамотного письма.
3. Воспитывать потребность совершенствовать свою письменную речь.
Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдательности, сопоставления, установления сходства и различия, учит делать выводы и обобщение, быть грамотным и образованным.
Организация словарно - орфографической работы предполагает проведения наблюдений над многозначностью омонимичностью изучаемых слов, над прямым значением, синонимами и антонимами.
Программой начального обучения русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение их написания достигнуто путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока.
У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов. Первоначальные сведения дети получают в 1 классе. Работа по прописи и учебнику первоклассники наблюдают, запоминают слова: пенал, сорока, ворона, Москва и другие.
В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих безошибочного написания, увеличивается. Слова, предусмотренные программой для каждого класса, сгруппированы по темам: «Животные», «Растения», «Инструменты», а также по особенностям написания «Удвоенные согласные», «Непроизносимые согласные» и т.д.
В 3 классе количество слов увеличивается, и учащиеся работают по алгоритму:
1. Определение лексического значения слова.
2. Запись слова в транскрипции.
3. Письмо слов.
4. Подбор однокоренных слов.
5. Составление предложений.
Можно предложить учащимся выбрать самостоятельно слова к определенной теме из словаря на определенную орфограмму, написать по памяти и после проверить. Выбор темы для словарной работы можно связать с темой урока, содержанию упражнений, временем года, минуткой чистописания. Через диалог учителя и учащихся происходит культурное, нравственное и духовное обогащение учащихся. Немаловажной задачей при изучении словарных слов является — научить детей пользоваться разными видами словарей как источниками информации.
Важной проблемой грамотного письма является — научить видеть «опасность». В своей работе я использую прием «секрет письма зеленой пасты». Как только появляется опасность – работает зеленая паста. Чем больше орфограмм изучаем, тем чаще зеленый цвет зажигается в тетрадках учеников. Такое письмо нравиться детям оно вносит разнообразие в работу, а зеленая паста, как зеленый цвет светофора вырабатывает чувство самоконтроля.
Исходя из известной психологической закономерности — чем больше органов чувств воспринимает изучаемое, тем прочнее проходит запоминание, возникает необходимость использования на уроке всевозможных средств воздействия на ученика. Учителю нужно организовывать словарную работу так, чтобы в усвоении каждого слова активное участие принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и сознание.
Усвоение написания словарных слов требует многократной системы упражнений, которые связывают со всеми видами письменных работ учащихся:
1. Запись слов по алфавиту.
2. Выборочный ответ.
3. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
4. Сопоставление слов с противоположной орфограммой.
5. Подбор и запись синонимов и антонимов.
6. Шутливые слова-рифмовки.
7. Птицы: сорока, ворона, воробей.
8. Магазин: молоко, творог, компот, масло, сахар.
9. Ответ на вопрос одним словом – человек, который едет на поезде или в автобусе.
10. Диктанты: зрительный, картинный, выборочный, творческий, по памяти, с комментированием.
11. Кроссворды.
12. Ребусы.
13. Собери слово.
14. Пословицы, поговорки, загадки.
Занимательные Формы работы с учащимися.
Одним из эффективных источников мотивации работы учащихся являются игры, которые обязательно надо использовать на уроках, т.к. они несут заряд положительных эмоций. Использование игр снимает у детей излишнюю напряженность, тревожность, которые могут возникать на уроках русского языка.
Игра «В букву».
Необходимо произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова «ученик». Первый ученик произносит - У, второй - Ч, третий - Ей т.д. Слово « обходит» класс несколько раз, пока учитель не отменит задание. Называя согласные буквы, нужно произнести соответствующие звуки.
Игра «Угадай - ка».
Детям предлагается угадать слово по согласным буквам:
КРНДШ, КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ
Игра «Собери слово».
Р П А Т А Д
Е Т Ь Л
Н (Тетрадь, пенал).
Игра «Поиск».
Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, вечер, берег...).
Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город, горизонт).
И, наоборот, можно дать конец слова:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
(...суда,...тух,...рёза,...сква).
Игра «Ступеньки».
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. ЗАЯЦ ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ
Игра «Догадайся, что за слово».
ВОРОНА СОРОКА СОЛОМА КОРОВА МОЛОКО
Игра «Расшифруй слово».
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово: 2 10 13 6 20 33 2 13 16 12 16
(билет) (яблоко)
О О
О О
О О
О О
О О
Как видно упражнений данного характера – множество. Они позволяют заинтересовать учащихся при изучении словарных слов, заложить основу навыков орфографической зоркости.
Также на уроках русского разработана система заданий по формированию универсальных учебных действий. Особый интерес вызывает упражнения ориентированные на развитие коммуникативной (сотрудничества). Они предполагают освоение разных форм кооперации: работа в парах, вдвоем в малой или больших группах. Учащиеся учатся распределять между собой работу, роли, осуществлять взаимопроверку. Группа заданий в рамках коммуникации ориентированы на воздействие участников и предполагает развитие умений аргументировано высказывать свою точку зрения, корректно критиковать, отстаивать свою точку зрения. Такие формы работы используются и при изучении раздела «Словарные слова». На примере фрагмента урока, рассмотрим содержание такой работы.
Первый этап: учащимся раздаются карточки с набором изученных словарных слов, и предлагается вставить пропущенные буквы, предварительно проведя лексическую работу.
Второй этап: учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Третий этап: обсуждение и обоснование используемых букв в парах (работа в паре).
Четвертый этап: осуществление взаимопроверки (по словарю) и взаимооценивание.
Исходя из позиции, что работа над словом в начальных классах является основой грамотного письма, которая формирует осознанный навык написания и правильное употребление слов в письменной и устной речи мы попытались представить опыт работы, который может заинтересовать педагогов и помочь их в организации работы по изучению словарных слов.
Прогнозирование результатов.
Появление ошибок, как известно, легче предупредить, чем потом над ними работать. Поэтому один из путей повышения грамотности - запоминание написания наиболее употребительных слов с непроверяемыми орфограммами Учителю, взявшему установку на предупреждение ошибок в словарных словах, следует включать данные слова во все виды работ, направленных на повышение грамотности, вовлекать учащихся в творческую работу по сознательному запоминанию орфограмм, используя на все виды памяти.
Выводы
В своей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых форм повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.
"Библиографический список"
1. Же- дек П. С. Методика обучения орфографии // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. // Под ред. М.С. Соловейчик. М.: 1993 и послед.
2. Кузьменко Н.С. Подготовка к работе по учебнику «К тайнам нашего языка»: первые шаги в обучении орфографии // Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С. Обучаем грамоте по «Азбуке» Н.М. Бетеньковой и др. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
3. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
4. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 1991.
5. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.
6.Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
7. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.
8. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.