Актуальные вопросы начального общего образования

Ситкина Л. В., Коновалова П. С. Увеличение объема восприятия как средство развития техники чтения у детей младшего школьного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf


Аннотация. В данной статье рассматривается развитие объёма восприятия младших школьников для развития техники чтения в ходе учебного процесса. Авторы отмечают, что развивать объём восприятия через методические приёмы и дидактические задания очень эффективно, так как это способствует повышению скорости чтения младших школьников.
Ключевые слова: восприятие, объём восприятия, чтение, навык чтения, составляющие техники чтения, техника чтения.
Поступление ребёнка в начальную школу связано с активизацией психофизических и психических процессов.
Учебная деятельность создаёт новые условия для развития личности ребёнка в разных направлениях. Ученики должны овладеть навыками счёта, письма, чтения, расширять кругозор, развивать познавательные интересы, развиваться умственно, творчески и уметь работать самостоятельно. Все эти процессы тесно связаны с важнейшим познавательным процессом человека – восприятием.
Анализ литературы показал, что почти ни один психолог не мог обойти стороной исследование проблемы, которая заключалась в том, что современные дети уделяют мало внимания книге, проводя большую часть времени за компьютером и телефоном.
Умение читать в ранние годы помогает развивать на всю жизнь привычку к чтению и помогает увеличить объём воспринимаемого текста. В разные временные периоды над этой темой работали А.Бине, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, Э.Мейман, В.В.Рубцов, Н.С.Шабалин, В.Штерн, и др.
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей навыка чтения. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно.
Любой психический процесс начинается с восприятия. Суть этого процесса состоит в отражении реально существующего мира. Психологи и методисты трактуют восприятие как процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуру психики.
Любая школьная деятельность будет приносить результат тогда, когда ребёнок научится правильно, осознанно и бегло читать.
Профессор Василий Васильевич Давыдов утверждал, что плохой навык чтения, в первую очередь служит причиной неуспеваемости по другим предметам. Все недостатки в чтении вызывают в детях нелюбовь к чтению, в результате страдает умственное развитие ребёнка. Мало быстро и бегло передвигать глаза по тексту, важно чтобы ребёнок понимал, что он узнал из данного прочитанного текста.
Таким образом, главная задача состоит в том, чтобы как можно точнее исследовать данный процесс познания обучения чтению.
Своё исследование мы начали с изучения техники чтения. После полученных результатов замерили объём восприятия учащихся с помощью методики Людмилы Ивановны Вансовской.
Для данного исследования, учащимся предложили выполнить задания за одну минуту, где изображены картинки, слова и числа. После знакомства с информацией наглядно, в течение одной минуты, учащиеся должны были воспроизвести только слова из всего предложенного набора.
После обработки результатов, наметили работу для развития объёма восприятия и увеличения скорости чтения, которая заключалась в применении упражнений и дидактических игр на уроках.
Приведём в пример несколько упражнений. На уроке литературного чтения применяли упражнение «Перевернутая книга». Ребёнок читает вслух. Через какое-то время учитель хлопает в ладоши. Задача ребёнка перевернуть книгу наоборот и продолжить чтение с того места, где он остановился. При таком способе чтения у ребёнка включаются в работу и начинают комбинироваться сразу несколько психических функций.
Формировало целостность восприятия слов упражнение: «Чтение карточек с прикрытой верхней половиной». Суть данного упражнения заключается в следующем: чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходилось только по нижним частям букв. Такой метод чтения позволяет формировать способность быстрого схватывания нескольких слов.
После проделанной работы, состоявшей из комплекса упражнений и дидактических игр, направленных на развитие и формирования объёма восприятия читаемого текста, мы вновь замерили скорость чтения и объём восприятия у учащихся.
По результатам исследования видно, что уровень объёма восприятия и скорость техники чтения увеличилась.
По результатам наблюдается, что 90 и более слов в минуту читает 14 девочек (48%) и 6 мальчиков (21%), это свидетельствует о гендерном признаке большей скорости чтения у девочек. Можно утверждать по результатам о лучшей у них исполнительской стороны речи.
Из данных исследований можно сделать вывод: при систематическом применении упражнений на уроках, направленных на увеличение объёма восприятия, можно констатировать изменения в беглости чтения. Проделанная работа позволяет видеть результат расширения объёма восприятия как психического процесса.

Библиографический список

1.        Зотов С.Г, Зотова М.А. Повышение скорости чтения. – Р/Д: Феникс, 2018. – 125с.
2.        Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
3.       Мухина С.Е, Рывкина Л.А Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности //Начальное образование. – 2007. - №2. – С.6-8.
4.        Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс До и После. – 2012. - №8. – С.3-9

Сведения о авторах

Ситкина Людмила Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», Россия, г. Тобольск.
Коновалова Полина Сергеевна, студентка 4 курса специальности «Преподавание в начальных классах», Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», Россия, г. Тобольск.
2018