Библиографическое описание:
Акулова Л.А. Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Начиная с первого класса необходимо повышать уровень речевой культуры школьника. Чтобы речевая культура была на высоком уровне необходимо расширять активный словарь. Вырабатывать умение выбирать слова для выражения своих мыслей, которые являются точными и выразительными, соответствуют содержанию сказанного.
Словарные работа на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
Если словарная работа проводится систематически и планомерно на протяжении всех лет обучения детей в начальных классах, то эффективность словарной работы будет на высоком уровне. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Словарно - орфографические задания нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
1) Составление словосочетаний со словарными словами. Например: серая ворона, моя страна, новое пальто, берёзовая аллея, лесная земляника, город Москва и. д. (дети предлагают свои варианты словосочетаний). Во втором классе учимся составлять словосочетания вместе, а уже к третьему классу дети выполняют данное задание самостоятельно. Проверка выполненного задания может быть фронтальной, дети проверяют друг у друга (сосед по парте).
2) Составление предложений со словарными словами. Разбор предложений. Сначала определяем части речи, далее разбор по членам предложения.
3) Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка.
4) Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка.
5) Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень - это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
6) Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво.
Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяю следующие:
1) Устные упражнения: нахождение в словаре «опасного» места.
2) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме "животные", "вежливые слова" и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной "а": барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).
3) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.
Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.
4) Подбор однокоренных слов:
- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.
- Болото, болотце, болотный, болотистый.
- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.
- Ворона, вороний, воронье, вороненок, воронёночек, проворонить.
- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.
- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.
- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).
- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.
- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.
- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.
5) Синонимы и антонимы. Подбор слов.
Синонимы:
алмаз - бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг - внезапно,
весело - радостно,
ветер - ураган - вихрь,
воин - боец - солдат - витязь,
желать - хотеть,
извините - простите,
иногда - изредка - подчас - порой,
комната - светлица - горница - каморка,
космос - вселенная,
красивый - прекрасный,
путешественник - путник - турист,
рассвет - восход,
ребёнок - малыш - дитя - крошка - детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.
Антонимы:
богатство - бедность,
быстро - медленно,
весело - грустно,
город - деревня,
дорога - аллея, шоссе,
дорогой - дешёвый (товар),
женщина - мужчина,
здоровый - больной,
здравствуй - до свидания, прощай,
красиво - уродливо,
мороз - жара,
пришел - ушел,
рассвет - закат,
родина - чужбина,
спасибо - пожалуйста,
устный - письменный,
хорошо - плохо,
чёрный - белый.
6) Словарные слова в фразеологических сочетаниях. Эта работа укрепляет орфографический навык, обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё.
Предлагаем списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний. К сожалению, учащиеся начальной школы плохо знакомы с фразеологизмами. Зачастую не понимают значение фразы. Поэтому важно применять фразеологизмы во всех параллелях начальной школы.
· Без году неделя (совсем недавно).
· Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
· Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
· Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
· Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
· Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
· Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
· Обвести вокруг пальца (обмануть).
· Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
· От зари до зари (весь день).
· Писать, как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).
· Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
· Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).
7) С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
· Аппетит приходит во время еды.
· Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
· Тот герой, кто за Родину горой.
· Декабрь - хвостик года.
· Золото добывают из земли, а знания из книг.
· Большому кораблю большое плавание.
· Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
· Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
· Растение - земли украшение.
· Трава соломы зеленее.
· Дружные сороки и гуся утащат.
· Сам погибай, а товарища выручай.
· Крепкую дружбу топором не разрубить.
· Упустишь время, потеряешь урожай.
· Хорошее начало - половина дела.
· О человеке судят по его труду.
· Яблоко от яблони недалеко падает.
8) Отгадай загадку и напиши отгадку.
· Сам алый, сахарный.
· Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
· Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
· Это кто бежит такой
· По лесной опушке,
· Белый весь, как снег зимой,
· Ушки на макушке? (Заяц)
· Не снег, не лёд,
· А серебром деревья уберёт. (Иней)
· На грядке - зелёный, а в бочке - солёный. (Огурец)
· За стеной костяной,
· Соловейко, спой! (Язык)
9) Запиши под диктовку и выполни задание.
(учитель диктует словарные слова, а дети записывают их в родительном падеже. Например: сорока – сороки, арбуз – арбуза, учитель – учителя и. т. д.)
10) Запиши слова под диктовку и подбери родственное слово.
(например: дежурный – дежурить, собака – собачий (лай), тетрадь – тетрадный (лист) )
11) Выборочный диктант.
Учитель читает текст, ученики записывают только словарные слова.
Материал для работы со словарными словами по УМК «Школа России»
Словарные слова я разделила на группы. Работа проводится с каждой группой слов сначала совместно (2 класс), а далее дети могут выполнять задания индивидуально или группой (3-4 класс).
1) Воробей, ворона, корова, молоко, сорока, молоток.
2) Девочка, мальчик, ребята, ученик, ученица, учитель, учительница.
3) Дежурный, карандаш, класс, пенал, работа, тетрадь.
4) Лисица, медведь, собака, петух, заяц.
5) Весело, деревня, машина, Москва, Россия, хорошо, русский, язык, пальто.
1) Воробей, ворона, город, дорога, корова, молоко, мороз.
2) Алфавит, акварель, жёлтый, чёрный, магазин, мебель, морковь, обед, посуда, машина.
3) Берёза, осина, деревня, земляника, капуста, малина.
4) Быстро, вдруг, весело, коньки, метро.
5) Девочка, мальчик, дежурный, до свидания, здравствуй, здравствуйте, извините, прощай.
6) Месяц, октябрь, ноябрь, декабрь, иней, метель, облако.
7) Заяц, лисица, лягушка, медведь, обезьяна, петух.
8) Класс, карандаш, пенал, картина, лопата, молоток.
9) Москва, народ, отец.
10) Одежда, платок, пальто.
1) Воробей, ворона, корова, молоко, город, горох, сорока, дорога, мороз.
2) Овощи, огород, огурец, урожай, капуста, картофель, помидор, морковь, щавель.
3) Ягода, малина, земляника, крыжовник.
4) Растение, берёза, рябина, осина, сирень, яблоня, яблоко, овёс, одуванчик, орех, петрушка, ромашка, гвоздика, пшеница.
5) Быстро, вдруг, весело, вместе, вокруг, скоро, хорошо, около, потом, аккуратно.
6) Месяц, апрель, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, года.
7) Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
8) Красная площадь, Кремль, столица, Москва, родина, Россия, русский, народ, метро, вокзал.
9) До свидания, здравствуй, здравствуйте, извините, спасибо, прощай, приветливо, потом.
10) Животное, заяц, лягушка, собака, снегирь, лисица, медведь, обезьяна.
11) Север, юг, запад, восток, горизонт.
12) Одежда, пальто, платок, сапоги,
13) Ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, девочка, дежурный, карандаш, картина, коллектив, коллекция, пенал, алфавит, альбом, рюкзак, портфель.
14) Квартира, комната, компьютер, кровать, мебель, самолёт.
15) Стакан, тарелка, завтрак, ужин, пирог, посуда, квас, сахар, килограмм.
16) Метель, пороша, заря, ветер, иней, погода, облако.
17) Ребята, интересный, рисунок, герой, тетрадь, товарищ, поэт, праздник, восемь,
18) Трамвай, троллейбус, автобус, улица, шёл, шоссе.
19) Желать, жёлтый, чёрный, чувство.
20) Работа, рабочий, ракета, лестница, песок, завод, солдат, солома.
21) Деревня, берег, машина, топор, трактор, молоток, лагерь,
22) Аккуратно, коллектив, коллекция, килограмм, шоссе, Анна, Инна, Геннадий, Кирилл.
1) Акварель, аллея, искусство, альбом, аппликация, лиловый, фиолетовый, фантазия, пейзаж, портрет, картина.
2) Биография, богатство, бутерброд.
3) Двенадцать, одиннадцать, двадцать.
4) Изложение, сочинение, представление, диалог.
5) Аппетит, аллея, аппликация, искусство, килограмм, кроссворд, бассейн, металл, пассажир, перрон, ссора, сумма, телеграмма, шоссе, экспресс, Анна, Инна, Кирилл, Геннадий, грипп, группа.
6) Экспресс, электричество, электростанция, эскалатор, комета, экипаж, экскурсия, матч.
7) Федерация, правительство, председатель, Красная площадь, Кремль, столица, Москва, родина, Россия, отечество.
8) Космос, космонавт, компьютер.
9) Север, юг, запад, восток.
10) Приглашение, приятно, происшествие, путешествие, надежда,
11) Овощи, огород, помидор, огурец, капуста, редис, морковь, картофель, редька, ягода, крыжовник, малина, земляника, корзина.
12) Командир, конверт, корабль, коридор, директор.
13) Сверху, снизу, совсем, иногда, сверкать, завтра, завтрак, послезавтра.
14) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
15) Горизонт, готов, обида, оборона, огонь, тайга, район, революция, финиш, хозяин, охотник, памятник.
16) Викторина, волшебник, восемь, истина, кабинет, камыш, капитан, решать, свобода, секрет, секунда, ситуация, минута, желать, конверт.
17) Свитер, похожий, забавный.
18) Январь, февраль, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
19) Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье,
Библиографический список
1. Русский язык: 1-4 класс, учебник/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 15-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – 143, [1] с.: ил. – Школа России.
2. Пишем без ошибок «Все словарные слова» 1-2 класс, пособие/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. ООО «Издательство Астрель». Москва, 2013 г.
3. Федеральная рабочая программа начального общего образования. Русский язык (для 1-4 образовательных организаций). Москва, 2022 г.
Акулова Л.А. Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Начиная с первого класса необходимо повышать уровень речевой культуры школьника. Чтобы речевая культура была на высоком уровне необходимо расширять активный словарь. Вырабатывать умение выбирать слова для выражения своих мыслей, которые являются точными и выразительными, соответствуют содержанию сказанного.
Словарные работа на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
Если словарная работа проводится систематически и планомерно на протяжении всех лет обучения детей в начальных классах, то эффективность словарной работы будет на высоком уровне. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Словарно - орфографические задания нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
1) Составление словосочетаний со словарными словами. Например: серая ворона, моя страна, новое пальто, берёзовая аллея, лесная земляника, город Москва и. д. (дети предлагают свои варианты словосочетаний). Во втором классе учимся составлять словосочетания вместе, а уже к третьему классу дети выполняют данное задание самостоятельно. Проверка выполненного задания может быть фронтальной, дети проверяют друг у друга (сосед по парте).
2) Составление предложений со словарными словами. Разбор предложений. Сначала определяем части речи, далее разбор по членам предложения.
3) Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка.
4) Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка.
5) Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень - это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
6) Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво.
Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяю следующие:
1) Устные упражнения: нахождение в словаре «опасного» места.
2) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме "животные", "вежливые слова" и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной "а": барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).
3) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.
Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.
4) Подбор однокоренных слов:
- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.
- Болото, болотце, болотный, болотистый.
- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.
- Ворона, вороний, воронье, вороненок, воронёночек, проворонить.
- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.
- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.
- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).
- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.
- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.
- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.
5) Синонимы и антонимы. Подбор слов.
Синонимы:
алмаз - бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг - внезапно,
весело - радостно,
ветер - ураган - вихрь,
воин - боец - солдат - витязь,
желать - хотеть,
извините - простите,
иногда - изредка - подчас - порой,
комната - светлица - горница - каморка,
космос - вселенная,
красивый - прекрасный,
путешественник - путник - турист,
рассвет - восход,
ребёнок - малыш - дитя - крошка - детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.
Антонимы:
богатство - бедность,
быстро - медленно,
весело - грустно,
город - деревня,
дорога - аллея, шоссе,
дорогой - дешёвый (товар),
женщина - мужчина,
здоровый - больной,
здравствуй - до свидания, прощай,
красиво - уродливо,
мороз - жара,
пришел - ушел,
рассвет - закат,
родина - чужбина,
спасибо - пожалуйста,
устный - письменный,
хорошо - плохо,
чёрный - белый.
6) Словарные слова в фразеологических сочетаниях. Эта работа укрепляет орфографический навык, обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё.
Предлагаем списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний. К сожалению, учащиеся начальной школы плохо знакомы с фразеологизмами. Зачастую не понимают значение фразы. Поэтому важно применять фразеологизмы во всех параллелях начальной школы.
· Без году неделя (совсем недавно).
· Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
· Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
· Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
· Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
· Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
· Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
· Обвести вокруг пальца (обмануть).
· Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
· От зари до зари (весь день).
· Писать, как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).
· Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
· Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).
7) С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
· Аппетит приходит во время еды.
· Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
· Тот герой, кто за Родину горой.
· Декабрь - хвостик года.
· Золото добывают из земли, а знания из книг.
· Большому кораблю большое плавание.
· Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
· Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
· Растение - земли украшение.
· Трава соломы зеленее.
· Дружные сороки и гуся утащат.
· Сам погибай, а товарища выручай.
· Крепкую дружбу топором не разрубить.
· Упустишь время, потеряешь урожай.
· Хорошее начало - половина дела.
· О человеке судят по его труду.
· Яблоко от яблони недалеко падает.
8) Отгадай загадку и напиши отгадку.
· Сам алый, сахарный.
· Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
· Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
· Это кто бежит такой
· По лесной опушке,
· Белый весь, как снег зимой,
· Ушки на макушке? (Заяц)
· Не снег, не лёд,
· А серебром деревья уберёт. (Иней)
· На грядке - зелёный, а в бочке - солёный. (Огурец)
· За стеной костяной,
· Соловейко, спой! (Язык)
9) Запиши под диктовку и выполни задание.
(учитель диктует словарные слова, а дети записывают их в родительном падеже. Например: сорока – сороки, арбуз – арбуза, учитель – учителя и. т. д.)
10) Запиши слова под диктовку и подбери родственное слово.
(например: дежурный – дежурить, собака – собачий (лай), тетрадь – тетрадный (лист) )
11) Выборочный диктант.
Учитель читает текст, ученики записывают только словарные слова.
Материал для работы со словарными словами по УМК «Школа России»
Словарные слова я разделила на группы. Работа проводится с каждой группой слов сначала совместно (2 класс), а далее дети могут выполнять задания индивидуально или группой (3-4 класс).
1) Воробей, ворона, корова, молоко, сорока, молоток.
2) Девочка, мальчик, ребята, ученик, ученица, учитель, учительница.
3) Дежурный, карандаш, класс, пенал, работа, тетрадь.
4) Лисица, медведь, собака, петух, заяц.
5) Весело, деревня, машина, Москва, Россия, хорошо, русский, язык, пальто.
1) Воробей, ворона, город, дорога, корова, молоко, мороз.
2) Алфавит, акварель, жёлтый, чёрный, магазин, мебель, морковь, обед, посуда, машина.
3) Берёза, осина, деревня, земляника, капуста, малина.
4) Быстро, вдруг, весело, коньки, метро.
5) Девочка, мальчик, дежурный, до свидания, здравствуй, здравствуйте, извините, прощай.
6) Месяц, октябрь, ноябрь, декабрь, иней, метель, облако.
7) Заяц, лисица, лягушка, медведь, обезьяна, петух.
8) Класс, карандаш, пенал, картина, лопата, молоток.
9) Москва, народ, отец.
10) Одежда, платок, пальто.
1) Воробей, ворона, корова, молоко, город, горох, сорока, дорога, мороз.
2) Овощи, огород, огурец, урожай, капуста, картофель, помидор, морковь, щавель.
3) Ягода, малина, земляника, крыжовник.
4) Растение, берёза, рябина, осина, сирень, яблоня, яблоко, овёс, одуванчик, орех, петрушка, ромашка, гвоздика, пшеница.
5) Быстро, вдруг, весело, вместе, вокруг, скоро, хорошо, около, потом, аккуратно.
6) Месяц, апрель, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, года.
7) Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
8) Красная площадь, Кремль, столица, Москва, родина, Россия, русский, народ, метро, вокзал.
9) До свидания, здравствуй, здравствуйте, извините, спасибо, прощай, приветливо, потом.
10) Животное, заяц, лягушка, собака, снегирь, лисица, медведь, обезьяна.
11) Север, юг, запад, восток, горизонт.
12) Одежда, пальто, платок, сапоги,
13) Ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, девочка, дежурный, карандаш, картина, коллектив, коллекция, пенал, алфавит, альбом, рюкзак, портфель.
14) Квартира, комната, компьютер, кровать, мебель, самолёт.
15) Стакан, тарелка, завтрак, ужин, пирог, посуда, квас, сахар, килограмм.
16) Метель, пороша, заря, ветер, иней, погода, облако.
17) Ребята, интересный, рисунок, герой, тетрадь, товарищ, поэт, праздник, восемь,
18) Трамвай, троллейбус, автобус, улица, шёл, шоссе.
19) Желать, жёлтый, чёрный, чувство.
20) Работа, рабочий, ракета, лестница, песок, завод, солдат, солома.
21) Деревня, берег, машина, топор, трактор, молоток, лагерь,
22) Аккуратно, коллектив, коллекция, килограмм, шоссе, Анна, Инна, Геннадий, Кирилл.
1) Акварель, аллея, искусство, альбом, аппликация, лиловый, фиолетовый, фантазия, пейзаж, портрет, картина.
2) Биография, богатство, бутерброд.
3) Двенадцать, одиннадцать, двадцать.
4) Изложение, сочинение, представление, диалог.
5) Аппетит, аллея, аппликация, искусство, килограмм, кроссворд, бассейн, металл, пассажир, перрон, ссора, сумма, телеграмма, шоссе, экспресс, Анна, Инна, Кирилл, Геннадий, грипп, группа.
6) Экспресс, электричество, электростанция, эскалатор, комета, экипаж, экскурсия, матч.
7) Федерация, правительство, председатель, Красная площадь, Кремль, столица, Москва, родина, Россия, отечество.
8) Космос, космонавт, компьютер.
9) Север, юг, запад, восток.
10) Приглашение, приятно, происшествие, путешествие, надежда,
11) Овощи, огород, помидор, огурец, капуста, редис, морковь, картофель, редька, ягода, крыжовник, малина, земляника, корзина.
12) Командир, конверт, корабль, коридор, директор.
13) Сверху, снизу, совсем, иногда, сверкать, завтра, завтрак, послезавтра.
14) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
15) Горизонт, готов, обида, оборона, огонь, тайга, район, революция, финиш, хозяин, охотник, памятник.
16) Викторина, волшебник, восемь, истина, кабинет, камыш, капитан, решать, свобода, секрет, секунда, ситуация, минута, желать, конверт.
17) Свитер, похожий, забавный.
18) Январь, февраль, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
19) Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье,
Библиографический список
1. Русский язык: 1-4 класс, учебник/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 15-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – 143, [1] с.: ил. – Школа России.
2. Пишем без ошибок «Все словарные слова» 1-2 класс, пособие/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. ООО «Издательство Астрель». Москва, 2013 г.
3. Федеральная рабочая программа начального общего образования. Русский язык (для 1-4 образовательных организаций). Москва, 2022 г.