Акулова Л.А. Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Библиографическое описание: Акулова Л.А. Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Начиная с первого класса необходимо повышать уровень речевой культуры школьника. Чтобы речевая культура была на высоком уровне необходимо расширять активный словарь. Вырабатывать умение выбирать слова для выражения своих мыслей, которые являются точными и выразительными, соответствуют содержанию сказанного.
Словарные работа на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
Если словарная работа проводится систематически и планомерно на протяжении всех лет обучения детей в начальных классах, то эффективность словарной работы будет на высоком уровне. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Словарно - орфографические задания нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
1) Составление словосочетаний со словарными словами. Например: серая ворона, моя страна, новое пальто, берёзовая аллея, лесная земляника, город Москва и. д. (дети предлагают свои варианты словосочетаний). Во втором классе учимся составлять словосочетания вместе, а уже к третьему классу дети выполняют данное задание самостоятельно. Проверка выполненного задания может быть фронтальной, дети проверяют друг у друга (сосед по парте).
2) Составление предложений со словарными словами. Разбор предложений. Сначала определяем части речи, далее разбор по членам предложения.
3) Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка.
4) Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка.
5) Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень - это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
6) Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво.
Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяю следующие:
1) Устные упражнения: нахождение в словаре «опасного» места.
2) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме "животные", "вежливые слова" и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной "а": барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).
3) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.
Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.
6) Словарные слова в фразеологических сочетаниях. Эта работа укрепляет орфографический навык, обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё.
Предлагаем списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний. К сожалению, учащиеся начальной школы плохо знакомы с фразеологизмами. Зачастую не понимают значение фразы. Поэтому важно применять фразеологизмы во всех параллелях начальной школы.
· Без году неделя (совсем недавно).
· Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
· Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
· Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
· Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
· Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
· Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
· Обвести вокруг пальца (обмануть).
· Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
· От зари до зари (весь день).
· Писать, как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).
· Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
· Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).
7) С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
· Аппетит приходит во время еды.
· Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
· Тот герой, кто за Родину горой.
· Декабрь - хвостик года.
· Золото добывают из земли, а знания из книг.
· Большому кораблю большое плавание.
· Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
· Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
· Растение - земли украшение.
· Трава соломы зеленее.
· Дружные сороки и гуся утащат.
· Сам погибай, а товарища выручай.
· Крепкую дружбу топором не разрубить.
· Упустишь время, потеряешь урожай.
· Хорошее начало - половина дела.
· О человеке судят по его труду.
· Яблоко от яблони недалеко падает.
8) Отгадай загадку и напиши отгадку.
· Сам алый, сахарный.
· Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
· Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
· Это кто бежит такой
· По лесной опушке,
· Белый весь, как снег зимой,
· Ушки на макушке? (Заяц)
· Не снег, не лёд,
· А серебром деревья уберёт. (Иней)
· На грядке - зелёный, а в бочке - солёный. (Огурец)
· За стеной костяной,
· Соловейко, спой! (Язык)
9) Запиши под диктовку и выполни задание.
(учитель диктует словарные слова, а дети записывают их в родительном падеже. Например: сорока – сороки, арбуз – арбуза, учитель – учителя и. т. д.)
10) Запиши слова под диктовку и подбери родственное слово.
Учитель читает текст, ученики записывают только словарные слова.
Материал для работы со словарными словами по УМК «Школа России»
Словарные слова я разделила на группы. Работа проводится с каждой группой слов сначала совместно (2 класс), а далее дети могут выполнять задания индивидуально или группой (3-4 класс).