Актуальные вопросы начального общего образования

Кришкевич Е.Г. Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся посредством просмотра видеороликов и обсуждения притч

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе.
Перед семьёй, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
Важным опорным материалом, на котором строится духовно-нравственное воспитание могут стать литература, религия, искусство. С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.
На своих уроках использую разнообразные приёмы работы с притчей:
·          обсуждение основной идеи и смысл притч;
·          притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
·          восстанови текст;
·          обыгрывание ситуации;
·          формулирование вопросов по притче;
·          поиск ответов на поставленные в притче вопросы;
·          придумывание названия притчи;
·          выделение ключевых понятий, с последующим комментированием;
·          инсценировка притчи;
·          сравнение с басней;
·          сравнение нескольких притч с одинаковыми ценностями;
·          иллюстрирование притчи;
Например, «Одно целое» (на карточках вопросы- ответы); «Дерево предсказаний; «Ромб ассоциаций»; «Облака мыслей»; «Слово – предложение – вопрос – ответ»; «Шаг за шагом»
При разработке учебных и внеурочных занятий использую притчи в текстовом формате и видеосюжеты.
Добро, зло, милосердие - «Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня».
Воспитай себя сам - «Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».
Мужество, героизм - «Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».
Любовь и уважение к родителям и близким людям - «Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне», «Отец и сын», «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой», «Корзину- то возьми»
Жизненные ценности - «Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»
Для бесед с родителями - «Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама», «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»
Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.
Ценность притчи заключается в том, что она дает читателю намек на то, как должно или не должно быть, побуждая его к размышлениям. По словам Л.И. Кушнарева, притча – это общечеловеческая форма изложения истины, нацеленной на нравственное усовершенствование личности. Разнообразные приемы работы с притчами позволяют взращивать нравственные идеалы не напрямую, а через скрытый совет, тайный намек, ненавязчиво, интересно, творчески осмысливая.
Велико влияние на человека и киноискусство. Просмотр киноленты с какими-либо событиями влияет на сознание человека значительно больше, чем если бы это объяснялось с помощью слов. Сама природа кино социализирует людей, объединяет их — и не только потому, что оно является синтезом всех прочих искусств, но и потому что кино учит нравственности. А без обучения нравственности даже самые грамотные люди не смогут взаимодействовать и нормально функционировать в обществе, где, помимо знаний, существует и человеческие аспекты морали и нормы. Просмотр фильмов дает детям и молодежи представление об определенных типах поведения человека в обществе, анализируют поступки. Фильмы учат детей доброте, заботе, душевной стойкости, детской невинности, дружбе, любви и другим качествам.
Большое значение отводится православным фильмам и мультфильмам. В этих фильмах заложена нравственная основа. Смотреть их лучше вместе с ребенком, а лучше всей семьей. После просмотра сердце переполняют добрые чувства – любовь, сострадание, радость. Как хочется поделиться ими с тем, кто рядом, обсудить с близким то, что всколыхнуло душу и заставило задуматься, то, что просто вызвало слезу. Многие фильмы пробуждают чувства, тревожат ум и надолго остаются в памяти. Необычность сюжета заставила молчать первые минуты после просмотра. О том, что увидели, почувствовали, пережили.
Для совместного просмотра с детьми можно порекомендовать следующие фильмы:

Качества личности

фильм

 Ответственность
«Новогодние приключения двух братьев» по мотивам сказки Е. Шварца, «Заяц - хвастун», «И так сойдет»
Нравственные идеалы
«Илья Муромец», «Едут, едут по Берлину наши казаки»
Нравственный выбор человека
Андрей Разумовский «На мосту»
Доброта
«Подарок для самого слабого», «Мама для мамонтенка»
Взаимоотношение
«Самый большой друг», «Ценная бандероль»
Забота
«Варежка», «Верните, Рекса»
Трудолюбие
«Дудочка и кувшинчик», «Мороз Иванович»
Аккуратность
«Сестрички - привычки»
Дружба
«Трям! Здравствуйте!»
Бескорыстность
«Цветик - Семицветик»
Патриотизм
«Князь Владимир», «Мальчик с уздечкой»
Много фильмов можно найти на сайте Православное видео «Азбука Веры» https://azbyka.ru/video/1/filmy/multfilmy/ https://azbyka.ru/video/1/filmy/multfilmy, Православие http://pravoslavie.at.ua/news/multfilmy/6-0-9, в социальной сети «В контакте» https://vk.com/topic-71987359_30416296; духовно-нравственное воспитание учащихся на основе русской культуры http://martisha.ortox.ru/media и другие.
Таким образом, киноискусство литературное творчество является одним из главных социально-нравственным и духовным составляющим в воспитании детей и молодежи.
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Помощь подрастающему поколению в становлении нравственных качеств со стороны взрослых должна быть хороша продуманна. Чтобы не навредить им.
Литература:
Выршиков А. Н., Кусмарцев М. Б., Лутовинов В. И., Филонов Г. Н. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы. http://soc-education.ru/institute/libraries/Elektronnaya-Biblioteka/Prohorova-ctualProblemsDuhNravstvRazvMolodezhi.pdf.
Крупская Е. А. Пед. Совет на тему: «Нравственно-духовное становление личности в учебно-воспитательном процессе» Статья http://www.studfiles.ru/preview/2623782/page:3/
Херцог В. [Электронный ресурс]. Код доступа — http://citaty.su/kino-aforizmy-i-citaty-pro-kino
2018