Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf
Учитель информатики лицея № 3 – Елена Витальевна Дзюбенко рассказала, как в рамках спецкурса проходит «Подготовка будущих IT - специалистов». Она познакомила педагогов с понятием IT-специалиста. Сегодня этот термин включает в себя довольно обширную группу профессионалов, чья сфера деятельности связана с информационными технологиями. Так называть себя могут Web-дизайнеры, аналитики BigData, линк-менеджер или менеджеры по продвижению в соцсетях, системные и сетевые администраторы, инженеры и программисты, а также специалисты по машинному обучению, программисты различных направлений, разработчики Android или iOS приложений. Сфера деятельности информационных технологий многогранна, её применение затрагивает медицину, образование, геологию, промышленность, банковское дело, безопасность, логистику. В сфере коммуникаций сегодня тоже уже невозможно обойтись без электронных устройств с самыми разными программами. Каждым из аспектов применения информационных технологий в быту и на производстве занимаются представители профессии IT-специалист. Если IT-специалист хочет построить успешную карьеру, то ему крайне важно развивать soft skills (надпрофессиональные навыки). Поэтому вполне закономерно, что у школьников данное направление вызывает большой интерес и желание обучаться дополнительно. Для этого на базе лицея организован курс по «Робототехнике». Примером успешного освоения новых знаний стали ученические роботизированные модели. Елена Витальевна продемонстрировала модель интерактивной клешни для передачи материалов, представленную в рамках гостевого визита школы. Модель выполнили учащиеся 10 «А» класса лицея № 3 Егор Машинец и Никита Чеблуков. Основой для клешни послужила плата ARDUINO, ряд радиодеталей, резисторов, программирование выполненное на языке Си. Другие ученики этого же класса Владимир Мглосек и Максим Сидельников сделали автоматизированное ведро также с использованием платы ARDUINO, севропривода и ультразвукового датчика. Все работы ребята выполнили в рамках курса «Робототехника» для специализированного класса. Кроме демонстрации изобретений школьников Елена Витальевна представила для участников секции литературу издательского дома «Школьный университет» - это учебные пособия А.В.Яновский «Язык Си. Первый шаг к серьёзному программированию», В.В. Кузнецов и И.В. Абдрашитова «Основы объектно-ориентированного программирования в DELHPI» Д.И.Одинцов и Л.А.Татарникова «AutoCAD. Черчение и моделирование», А.Н. Татарников и П.М. Немирович - Данченко «Делопроизводство на ПК», О.В. Колос «Основы издательского дела». Всем, кто преподаёт информатику в школах, в творческих объединениях дополнительного образования или факультативно знакомство с учебной и научно - популярной литературой было полезным.
Педагог – организатор «Дворца творчества детей и молодёжи» - Алексей Николаевич Лебединский столкнулся с проблемой обработки видеоматериалов с различных цифровых носителей, как правило, родители учащихся снимают выступления детей, но не умеют, да и не могут правильно обработать и смонтировать видео. За помощью обращаются к Алексею Николаевичу. В связи с этим возникает потребность обратиться к доступным сервисам цифровой обработки видеофайлов. Алексей Николаевич ознакомил участников секции с современными цифровыми инструментами и сервисами для работы с векторной, растровой и 3D-графикой. Представил интерфейсы платформ и серверов и рассказал о возможностях цифровых инструментов данных сервисов. Выступающий продемонстрировал платформы www.gimp.org, «Gimp - Gnu Image Manipulation Program», «Davinci Resolve 16», www.blackmagicdisign.com, www.videvo.net,.www.lena.gold.ru, ru.pngtree.com, последняя программа предназначена для скачивания ресурсов изображений, рисунков, фотографий, шаблонов, фотофонов, и создания эффектов текста. Самые продвинутые графические редакторы вроде инструментов компании Adobe стоят немалых денег. Но есть бесплатные и вполне достойные альтернативы, возможностей которых хватит большинству. Предназначены они для создания и редактирования любых не масштабируемых рисунков и фотографий. Например, GIMP, работа на платформах: Windows, macOS, Linux. Это бесплатный графический редактор с открытым исходным кодом. GIMP укомплектован богатым набором функций для рисования, клонирования, выделения, улучшений других действий. Интерфейс GIMP отличается от популярного Photoshop, но долго искать нужные инструменты не надо. Команда разработчиков GIMP позаботилась о совместимости, так что можно без проблем работать со всеми популярными форматами изображений. Кроме того, в GIMP встроен файловый менеджер, похожий на Bridge из программ от компании Adobe. Ещё один сервис – это «DaVinci Resolve16», первый в мире программный продукт с поддержкой 8К, который позволяет на профессиональном уровне выполнять редактирование и цветокоррекцию видео, сводить аудиодорожку и добавлять визуальные эффекты. Для моментального перехода между разными страницами достаточно одного щелчка мыши. Кроме того это единственное приложение с инструментами коллективного творчества, чтобы монтажеры, колористы, специалисты по VFX и звукорежиссёры могли одновременно решать свои задачи в рамках одного проекта. Сам же педагог активно использует данную платформу для обработки частных видео, снятых родителями, педагогами или детьми. «DaVinci Resolve16» задаёт новые стандарты качественной постобработки материала, поэтому режиссёры и монтажёры при создании полнометражных художественных фильмов, телевизионных сериалов и рекламных роликов эту систему используют чаще, чем любую другую. «DaVinci Resolve16» содержит страницу, которая ускоряет монтаж при выполнении задач в сжатые сроки. Платформа «DaVinci Neural Engine использует алгоритмы машинного обучения для работы с функцией Speed Warp и распознавания лиц. К клипам одного яруса легко применить фильтры и цветочные схемы, а для проектов предусмотрен быстрый экспорт из приложения на такие сервисы, как YouTube и Vimeo. Специальные экранные индикаторы с ускорением графического процессора дают ещё больше возможностей для проверки технических характеристик изображения. Благодаря дополнительному наложению эффектов Fusion появилась поддержка трехмерного звука в блоке Fairlight. В результате обновления система содержит сотни инструментов, добавленных с учетом полученных отзывов.
Учитель информатики школы № 28 Норильска Рифкат Дамирович Кавыев рассказал о том, как происходит формирование основных форм функциональной грамотности на занятиях по робототехнике. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней, использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, а также - это индикатор общественного благополучия. Следовательно, на сегодня, одна из важнейших задач современной школы – это формирование функционально грамотной и мобильной личности, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособной, свободно ориентироваться в окружающем мире и действовать в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами. В основе формирования функционально грамотной личности лежит компетентностный подход, который выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу, то есть, умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности. Смысл подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Этот механизм компетентностного подхода хорошо моделируется внедрением курса робототехники в образовательный процесс. Робототехника - это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем, также это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов-роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. Активная вовлеченность детей в конструирование физических объектов, способствует развитию понятийного и речевого аппарата, что в свою очередь, при правильной поддержке со стороны учителя, помогает детям лучше вникать в суть вещей и продолжать развиваться. Робототехнику можно широко использовать при организации, как учебного процесса, так и внеурочной деятельности. При работе с конструкторами по робототехнике формируются межпредметные связи: информатика и математика, физика и технология, физика и математика, информатика и биология. Конструирование повышает мотивацию обучающихся к овладению новыми знаниями: необходимо привлекать понятия из других предметов для расширения области практического применения теории, изучаемой в данном предмете, позволяет использовать и повторять практические умения и навыки, полученные на уроках родственных предметов, для получения новых экспериментальных данных. Также при изучении нового учебного материала, учащиеся могут использовать факты и понятия из разных учебных предметов, воспроизводить отдельные знания фактического или теоретического характера из смежной дисциплины и привлекать факты и понятия, усвоенные ими на уроках одного предмета, для подтверждения вновь усваиваемых знаний на уроках другого. Всё это, позволяет повысить уровень сформированных ключевых компетенций по таким параметрам, как: информационная компетенция (поиск информации по роботам - андроидам в сети Интернет), изучение найденных образцов моделей и анализ их конструкций, коммуникативная компетенция (подготовка сообщения по теме возможной реализации найденных конструкций). Внедрение новых элементов - это коллективное обсуждение общего порядка работы при реализации проекта, групповая проектная работа, оценка деятельности каждого ученика. Учебно-познавательная компетенция (создание модели андроида по известным схемам), программирование действий, робота по образцу, исследовательская работа по моделированию конструкции или по корректированию программ, оформление и защита работы, самостоятельное построение. Конструкции робота без схем и инструкций, программирование действий робота в зависимости от поставленной цели, демонстрация готовых моделей, проведение состязаний между роботами и определение победителей, выявление удачных решений и недостатков конструкций. Работа с компьютерами, сборка роботов, проведение экспериментов по исследованию окружающей среды способствуют достижению результатов освоения образовательной программы общего образования и достижению значительных результатов по учебным предметам. Теперь становится вполне закономерно, что межпредметный курс робототехники повышает не только уровень ключевых компетенций обучающихся, но и повышает уровень функциональной грамотности обучающихся.
Педагог дополнительного образования «Дома детского творчества» - Владислав Андреевич Моисеев представил, какие инновационные технологии обучения операторскому мастерству и монтажу происходят в его творческом объединении на занятиях. Он рассказал об эксперименте с учащимися телестудии «Перемена», в котором наглядно показал, как с помощью мобильного телефона можно получить интересный и необычный материал. Участвуя в эксперименте обучающиеся, наглядно и практически видят, как можно использовать свои идеи в правильном направлении, и чтобы их мобильный телефон был не только средством для общения и игр, но и для реализации своего творческого потенциала, так как на данный момент, у них имеется для этого все необходимое. Современные смартфоны имеют множество возможностей и чтобы стать начинающим фотографом, клипмейкером или оператором на детской телестудии вполне достаточно мобильного телефона и нескольких полезных девайсов. Владислав Андреевич ознакомил участников секции с линейкой флагманских гаджетов и устройств, их характеристиками и возможностями камер на современных телефонах. Ни для кого не секрет, что мобильные устройства давно сделали большой технологический прыжок, в данном случае примером, являются камеры на смартфоне. Еще с 2015 года многие производители стали выпускать свои устройства с акцентом на качество изображения фото и видео, которое вплоть до сегодняшнего дня, с каждым годом становится все лучше и лучше. В 2020 году, фотографии сделанные на самые последние флагманы известных производителей, можно считать действительно качественным продуктом, и человек который немного далек от профессионального изображения, может даже не различить от любительского. А качество видео стало невероятно хорошим, вплоть до того, что можно снимать видео даже в разрешении 8К. Хорошие камеры - это конечно же круто, но для улучшения качества картинки, и звука или проведения художественных съемок, потребуются ещё некоторые девайсы. Например, электронные стабилизаторы и штативы. Они нужны для того чтобы сгладить и стабилизировать движение камеры в руках человека, хоть в современных телефонах уже встроена функция оптической стабилизации, но тем не менее там могут быть погрешности. Звук, очень важная часть в видеопроизводстве, если качество звука будет плохое, то зрителю уже будет некомфортно смотреть работу. Многие думают, что раз нет хорошего микрофона, то записать звук никак не получится, но это не так. Как вариант – это петличный микрофон, они небольшие и качество звука в них – хорошее. Немаловажно дополнительное освещение. Некоторые не догадываются, насколько большую роль играет дополнительное освещение, например, с помощью кольцевых ламп можно убрать не нужные тени на лице, а с помощью софитов и светодиодных лент, можно создать необыкновенную атмосферу под каждый видеоролик. Педагог показал обучающий ролик, с демонстрацией всех вышеперечисленных преимуществ с использованием видеокамеры на телефоне, и стационарного микрофона, для записи голоса, света, и стабилизатора, снятый на мобильный телефон, за пару часов. Так как телестудия «Перемена» уже давно прекратила вещание в телеэфире, и мы перешли на YоuTube площадку, соответственно, чтобы не привязывать запись ведущих программы «Калейдоскоп» к съёмочному павильону, который есть только на Кирова, 6 в Норильске (ПДО Моисеев В.А. работает на базе МБУ ДО «ЦВР» в Талнахе), педагоги студии приняли решение действовать творчески, и на данном примере показали, как можно без особо профессионального оборудования, создать кое-что необычное.
Завершил работу секции педагог дополнительного образования «Дома детского творчества» Александр Сергеевич Давыденко. Он рассказал об инструментах индивидуализации для выявления творческого потенциала учащихся. Выступающий, отметил, что в современном мире остро стоит проблема творческого развития личности. Каждая цивилизованная страна заботится о творческом потенциале общества. Увеличивается внимание к развитию данных способностей ребенка. Несмотря на то, что проблема формирования творческого начала у учащихся исследуется давно, много вопросов остается нерешенными. Как и ранее, большинство учебного времени отводится репродуктивной, нетворческой деятельности, значительная часть заданий в учебнике также имеет воспроизводственный характер. Поэтому актуальным на сегодня является использование на практике технологии формирования творческой личности. Развивая творческие способности учащихся, необходимо придерживаться определенных правил в организации обучения: принцип связи с практикой жизни; принцип саморазвития; принцип оптимального сочетания индивидуальной и коллективной форм работы; форм учебно-творческой деятельности; принцип информативности; принцип веры в силы и возможности. Строя свои уроки, педагогу необходимо: предусматривать решение различных творческих задач и направлять учащихся на поисковые виды работ. В процессе решения творческих задач учащиеся создают некий продукт, например – написание рассказов, стихов, сказок, создание рисунков, поделок, макетов. Уникальной лабораторией разума является воображение и фантазия. Поиск может удивить, заставить задуматься. Практика показывает, что более производительными, прочными, осознанными становятся те знания, которые ученик добывает сам. Созданию условий для самостоятельного получения знаний на уроках способствуют проблемные ситуации. Перед учащимися ставится определенная познавательная задача, содержащая противоречие или познавательный интерес. В поисках ответов на вопросы появляется дискуссия разных мнений, работа побуждает учащихся к размышлению, поискам и выводам. Открытия, которые делают дети на уроках незначительные, но они дают истинное наслаждение. Чем больше создается для учащихся ситуаций затруднения, которые они могут преодолеть, тем чаще они переживают радость открытия, тем интенсивнее развивается у них интерес к знаниям, науки, обучения. И творческие способности детей растут. Необходимо создавать проблемные ситуации, которые формируют мышление, использовать «минутки рассуждения», что способствуют развитию мышления как логического, так и образного. Также надо привлекать к работе на уроке всех учащихся, обеспечивать участие каждого из них в групповых, парных и коллективных формах работы. Результативность работы в коллективе зависит от деятельности каждого. Педагог рекомендовал использовать интерактивные методы обучения, которые одновременно решают три основные задачи: познавательную; коммуникативно-развивающую; социально-ориентационную. Детям нравится, когда на уроках применяют технологии «Микрофон», «Интервью», «Театр одного актера». Работа в парах дает возможность эффективно обсудить поставленный вопрос. Работа в малых группах используется для решения более сложных задач. Учащиеся выступают активными участниками учебного процесса, что позволяет эффективнее поглощать новую информацию через «погружение» в общение. Так, построение предложения «Мне нравится», «Я так думаю» дает возможность выработать у учащихся навыки связной речи, умение спорить и аргументировать свое мнение. Особое значение имеют дидактические игры и задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание. У детей развиваются: самостоятельность в мышлении; творческие задатки; смекалка и изобретательность.
Учителям рекомендуется использовать почти на всех уроках наглядность, диски с электронным конструктором уроков, медиапрезентации, аудио и видеозаписи для фронтального и индивидуального использования. Педагог должен постоянно совершенствовать оборудование и создавать собственное. Это позволит сэкономить время, быстро переключать внимание детей с одного вида занятий на другой, приучает их к самоконтролю. Успешно проявила себя система самопроверки и самооценки, использование нестандартных уроков, которые наиболее полно учитывают возрастные особенности, интересы, склонности, способности каждого ученика. Нельзя забывать и про интегрированные уроки. Для обеспечения оптимальных условий для развития творческой личности школьника необходима интеграция. Практика показала, что методически правильное построение и проведение интегрированных уроков влияют на результативность процесса обучения: знания приобретают качества системности; усиливается мировоззренческая направленность познавательных процессов; достигается творческое развитие личности; умения становятся обобщенными. Педагогу необходимо создавать ситуацию успеха. Одной из задач и одновременно важным фактором успешности обучения является развитие познавательного интереса, способностей, склонностей и навыков учащихся в процессе изучения учебных предметов. Поэтому, главная цель учителя: научить детей учиться, привить интерес к знаниям, стремление самостоятельно добывать их. Успешным решением этих вопросов является создание благоприятных условий для познавательной деятельности школьников, которые бы способствовали формированию потребности личности в получении знаний и развития познавательных интересов учащихся. Именно интерес в таком серьезном и ответственном деле, как обучение, способен вызвать удивление, пробуждать мысль, создавать положительный эмоциональный настрой в процессе познания. Как результат проведенной работы можно сделать вывод: возможности школьников реализуются в различных видах, в том числе в игре, учебе, общении, трудовой деятельности. Александр Сергеевич Давыденко провел с участниками секции игровую рефлексию. Например, игра «Необычное в обычном», где каждая группа получила по одному предмету, смысл задания был в том, чтобы за две минуты придумать 10 нестандартных применений к предложенному предмету и написать их на листочек. В игре «Воображение рисует», педагоги с помощью ручки и творческой мысли, дорисовывали разные линии, очертания, кривые к изображениям на обратной стороне листа. Через две минуты проверили результаты, показали и озвучили. Получились различные предметы, лица, животные, творческая фантазия педагогов не знала границ! Было весело, интересно и познавательно.