Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Березина А. М. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ (из опыта работы)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Если я чем-то на тебя не похож,

Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

А, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери


Сегодня система образования предоставляет детям с особыми образовательными потребностями достаточно широкие возможности для получения специализированной ранней помощи и психолого-педагогического сопровождения. Увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.
Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю»), или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.
Моя практика инклюзивного обучения началось только с 2016 года, когда в группу 5 года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Страна художников" художественной направленности ко мне записалась девочка 12 лет с ограниченными возможностями здоровья в группу с 11 учащимися. Сейчас на данный момент у меня обучается шесть детей инвалидов в пяти группах.
Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
Инклюзивное обучение дает ребенку:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;
- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).
 Ведь цель программы "Страна художников" - раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка средствами изобразительного искусства. Данная цель достигается путем многих задач.
На мой взгляд самые главные из них задачи для формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ являются:
сформировать:
·    чувства прекрасного, гармоничного, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности;
·    визуальный опыт через посещение выставок, музеев;
·    творческую индивидуальность;
·    стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
·    эстетическую и духовную культуры учащихся;
развить:
·    фантазию, зрительно-образную память, творческие способности, внимание;
·    коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогом в процессе образовательной, творческой деятельности;
воспитать:
·    чувства коллективизма, взаимопомощи и ответственности;
·    потребность в изобразительном искусстве;
оказать практическую помощь учащимся, проявляющим интерес к профессии художника.
Я считаю, что в ряду различных направлений деятельности в дополнительном образовании изобразительное искусство занимает значимое место в воспитании толерантной личности, поскольку это наиболее привлекательный вид творческой деятельности особенно для детей младшего школьного возраста, способный приносить учащимся удовольствие от творческого процесса и его результата. Изобразительное искусство также является носителем знания о мире, средством передачи социального опыта, системы ценностей и взглядов на мир. Изобразительное искусство формирует у ребенка эмоционально-ценностное отношение к проявлениям окружающего мира и развивает воображение, без чего подлинная толерантность является невозможной.
На протяжении всей работы в ГОУ ДО ТО "ЦДОД" я стараюсь вводить аспекты толерантности в практику обучения без отступления от образовательной программы. Для этого в беседах и комментариях по ходу занятия, делаю акценты на таких базовых ценностях как:
·                    многообразие мира, сходство и различие живых существ, их общность с природой;
·      понятие о целесообразности всего в природе, объективной необходимости видового разнообразия;
·      взаимопонимание и доброжелательность в работе с партнером;
·      необходимость плодотворного сотрудничества для своего успеха;
·      многополярность мира и общность культурных традиций всех народов и другие.
Приобщение к миру искусства предоставляет ребенку целостную доступную картину концентрированного отражения мира и существующих в нем отношений. Поэтому на своих занятиях по программе развиваю у детей способность поставить себя на место другого человека, умение посмотреть на ситуацию «другими» глазами, выслушать мнение, отличное от собственного, что в свою очереди способствует становлению толерантного сознания.
На мой взгляд, работу по формированию толерантности можно разделить на несколько этапов.
1) оценивание общего отношения к окружающему миру и другим людям и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность детей.
2) Выбор методов и форм работы, заданий.
3) Диагностика происходящих событий.
К основным формам моей работы можно отнести комбинированные занятия, на которых происходит изучение теоретических основ изобразительного искусства, его истории развития, культурно-массовые мероприятия (экскурсии на выставки и музеи, оформление работ для выставок, участия конкурсах различного уровня). Учащиеся постоянные участники Всероссийских и областных конкурсов творческих работ и рисунков на социально-правовые темы.
Таким образом, мной по программе "Страна художников" реализуется обучение в контексте общего художественно - эстетического воспитания при условии формирования благоприятной толерантной среды.
Успешность формирования коммуникативно-толерантных умений в значительной степени зависит от социальных условий, в которых живет ребенок. Важно, чтобы не только педагог, но и родители личным примером показывали, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.
Возникновению атмосферы взаимопонимания, терпимости и поддержки помогают разнообразные формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- совместные экскурсии, мастер-классы;
- индивидуальные беседы и др.
Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Все это расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.



2022