Сегодня система образования предоставляет детям с особыми образовательными потребностями достаточно широкие возможности для получения специализированной ранней помощи и психолого-педагогического сопровождения. Увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования. Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю»), или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ. Моя практика инклюзивного обучения началось только с 2016 года, когда в группу 5 года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Страна художников" художественной направленности ко мне записалась девочка 12 лет с ограниченными возможностями здоровья в группу с 11 учащимися. Сейчас на данный момент у меня обучается шесть детей инвалидов в пяти группах. Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Инклюзивное обучение дает ребенку: - развитие самостоятельности через предоставление помощи; - обогащение коммуникативного и нравственного опыта; - формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность; - исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности; - активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию. - исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»; - рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом). Ведь цель программы "Страна художников" - раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка средствами изобразительного искусства. Данная цель достигается путем многих задач. На мой взгляд самые главные из них задачи для формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ являются: сформировать: · чувства прекрасного, гармоничного, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности; · визуальный опыт через посещение выставок, музеев; · творческую индивидуальность; · стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; · эстетическую и духовную культуры учащихся; развить: · фантазию, зрительно-образную память, творческие способности, внимание; · коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогом в процессе образовательной, творческой деятельности; воспитать: · чувства коллективизма, взаимопомощи и ответственности; · потребность в изобразительном искусстве; оказать практическую помощь учащимся, проявляющим интерес к профессии художника. Я считаю, что в ряду различных направлений деятельности в дополнительном образовании изобразительное искусство занимает значимое место в воспитании толерантной личности, поскольку это наиболее привлекательный вид творческой деятельности особенно для детей младшего школьного возраста, способный приносить учащимся удовольствие от творческого процесса и его результата. Изобразительное искусство также является носителем знания о мире, средством передачи социального опыта, системы ценностей и взглядов на мир. Изобразительное искусство формирует у ребенка эмоционально-ценностное отношение к проявлениям окружающего мира и развивает воображение, без чего подлинная толерантность является невозможной. На протяжении всей работы в ГОУ ДО ТО "ЦДОД" я стараюсь вводить аспекты толерантности в практику обучения без отступления от образовательной программы. Для этого в беседах и комментариях по ходу занятия, делаю акценты на таких базовых ценностях как: · многообразие мира, сходство и различие живых существ, их общность с природой; · понятие о целесообразности всего в природе, объективной необходимости видового разнообразия; · взаимопонимание и доброжелательность в работе с партнером; · необходимость плодотворного сотрудничества для своего успеха; · многополярность мира и общность культурных традиций всех народов и другие. Приобщение к миру искусства предоставляет ребенку целостную доступную картину концентрированного отражения мира и существующих в нем отношений. Поэтому на своих занятиях по программе развиваю у детей способность поставить себя на место другого человека, умение посмотреть на ситуацию «другими» глазами, выслушать мнение, отличное от собственного, что в свою очереди способствует становлению толерантного сознания. На мой взгляд, работу по формированию толерантности можно разделить на несколько этапов. 1) оценивание общего отношения к окружающему миру и другим людям и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность детей. 2) Выбор методов и форм работы, заданий. 3) Диагностика происходящих событий. К основным формам моей работы можно отнести комбинированные занятия, на которых происходит изучение теоретических основ изобразительного искусства, его истории развития, культурно-массовые мероприятия (экскурсии на выставки и музеи, оформление работ для выставок, участия конкурсах различного уровня). Учащиеся постоянные участники Всероссийских и областных конкурсов творческих работ и рисунков на социально-правовые темы. Таким образом, мной по программе "Страна художников" реализуется обучение в контексте общего художественно - эстетического воспитания при условии формирования благоприятной толерантной среды. Успешность формирования коммуникативно-толерантных умений в значительной степени зависит от социальных условий, в которых живет ребенок. Важно, чтобы не только педагог, но и родители личным примером показывали, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения. Возникновению атмосферы взаимопонимания, терпимости и поддержки помогают разнообразные формы работы с родителями: - родительские собрания; - совместные экскурсии, мастер-классы; - индивидуальные беседы и др. Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Все это расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.