НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Любивая В.В., Проскурякова Л.И. Викторина «Квест-экскурсия в городе шахмат» (игровая развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


На доске висит макет города «Шахмат». Воспитатель здесь выступает в роли экскурсовода, предлагает детям совершить экскурсию по шахматному городу; на каждом пункте остановки проводится та или иная игра.
Цель: Закреплять знания детей об игре «Шахматы», актуализировать ранее изученные знание через игровые задания; способствовать развитию логического мышления, умственных способностей, креативности. Воспитывать культуры игры, умение играть в команде.
Оборудование: Макет шахматного поля, макеты шахматных фигур, макеты «пунктов» экскурсии.
Воспитатель читает видеописьмо от жителей шахматного города, которые приглашают детей в гости на экскурсию. На большом стенде размещен макет шахматной доски, где обозначены различные пункты экскурсии – это игровые задания для детей под руководством воспитателя-экскурсовода:
·          Улица «Путаница»
·          Площадь «Строители»
·          Парк «Аукцион шахматных слов»
·          «Фонтан творчества»
·          «Скамейка загадок»
·          Стадион «Шахматная эстафета»
Раз, два, три, четыре, пять
Любим в шахматы играть.
Вы друг к другу повернитесь,
А потом вы улыбнитесь,
В городе «Шахмат» очутитесь.
Дети подходят к шахматной доске.
Воспитатель: «У каждого жителя города есть свой дом и своя улица».
«Нужно назвать номер дома каждой шахматной фигуры. Если мы назовем правильно, услышим веселую музыку, после чего ворота откроются и мы попадем в этот город, где есть свои правила, порядок, дисциплина».
(Дети поочередно называют расположение каждой шахматной фигуры, звучит музыка).
Воспитатель: «И так, поспешим на улицу «Путаница».
Воспитатель называет ряд слов, дети должны делать хлопок лишь на те слова, которые относятся к игре «Шахматы», если слово не относится к шахматной игре, дети хлопать не должны.
Ладья. Собака.
Дом. Дождь.
Улица. Шах.
Пешка. Мат.
Лошадь. Солнце.
Ферзь. Фонтан.
Кот. Рокировка.
Площадь «Строители».
Дети из шахматных фигур выстраивают пирамиду, считают количество фигур, называют их.
«Следующий пункт экскурсии – это парк «Аукцион шахматных слов». Побеждает тот, кто сумеет назвать наибольшее количество слов шахматного города»
«А вот «Фонтан творчества»
Дети по точкам обводят фигуры, называют их, рассказывают о правилах игры данными фигурами. (работу могут выполнять в парах).
«На «Скамейке загадок» гостеприимные жители города предлагают отгадать шахматные загадки. За каждый правильный ответ жители города будут дарить вам красивую музыку».
Сделай паузу в игре,
Доскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур,
Отгадай мой каламбур:
У него большая роль,
А зовут его … (король)
Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)
Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
Если ты играешь ловко,
Знай, как делать … (рокировку)
Королю ещё не крах,
Если ты заметишь … (шах)
Коли ходишь наугад,
Можешь сделать только … (пат)
Нет пути теперь назад!
Я уверен – это … (мат)
«А теперь отправляемся на стадион «Шахматная эстафета».
(Детям необходимо разделиться на две команды. Команды выстраиваются напротив друг-друга, быстро передают шахматные фигуры, последние игроки выстраивают фигуры на шахматной доске в соответствие с правилами шахматной игры. Побеждает та команда, которая сделает это первой).
«Наша экскурсия подошла к концу. Жители шахматного города благодарят вас за то, что вы уже много знаете об этой интересной игре и дарят вам шахматы».
Что ж, закончена игра
Попрощаться нам пора
Постарались, молодцы!
Вы все такие удальцы!
В награду шахматы получайте,
Город наш не забывайте.
«А нам пора возвращаться домой».
Возвращаться нам пора,
Дома ждут нас, детвора.
Будем в шахматы играть,
Экскурсию веселую часто вспоминать.

Библиографический список

1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы» М.: Просвещение, 1991.
3. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
2018