НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ляпина О.В. Интерактивная игра в дошкольном образовании

Библиографическое описание:
Ляпина О.В. Интерактивная игра в дошкольном образовании // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

Интерактивная игра – современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, который заложен в каждой интерактивной игре. На ступени дошкольного образования интерактивные игры стали помощником в организации познавательного развития. Для повышения эффективности образовательного процесса, качества обучения, познавательного интереса у детей, я использую в педагогическом процессе информационно - коммуникативные технологии и совсем недавно внедрила в практику создание интерактивных игр с использованием сервиса Learningapps, который уже стал для меня фаворитом. С помощью этой программы разнообразила воспитательные и образовательные задачи.

Так как современные дети не представляют себе жизни без телефона, планшета или компьютера, моя задача показать детям, что компьютер и планшет – это не только игрушка, но средство обучения и развития. Новая программа Learningapps, помогла сделать образовательный процесс более интересным, творческим и интерактивным.

Кроме того, играя в интерактивные игры самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий в игре, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.

Свою работу по созданию и применению интерактивных дидактических игр я выстроила в три этапа:

I этап – подготовительный (формулировка цели и задач, провела мониторинг воспитанников, обучение на КПКв).

Цель моей работы: обеспечение развития познавательной активности воспитанников через поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение интерактивных дидактических игр детям младшего дошкольного возраста, повышение качества образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:

· повышать педагогическое мастерство;

· внедрить ИКТ в познавательно-игровую деятельность детей дошкольного возраста;

· использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

· создать медиатеку интерактивных игр для дошкольников;

· представить материалы в процессе работы по теме самообразования (открытые мероприятия, выступления, обобщение опыта, аттестация).

Почему же я решила создавать игры для детей.

Во-первых, Дети начинают проявлять активный интерес к предметам и явлениям предметно-пространственной развивающей среды, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; формируются умения определять цвет, величину, форму, вес предметов, расположение их по отношению к ребенку; знакомятся с материалами и их свойствами; учатся группировать и классифицировать знакомые предметы.

Во-вторых, проведя мониторинг воспитанников на начало учебного года были, выявили проблемы в познавательном развития дошкольников: среди детей старшей группы высокий уровень - 0, средний - 14 человек, низкий - 6 человека. Но представляя сегодня опыт работы я провела мониторинг в январе, и меня очень порадовали результаты: высокий уровень развития - 8 человека, средний уровень - 10 человек, низкий уровень -2 человек. Надеюсь, что к концу учебного года результат будет еще лучше

@ В-третьих, опираясь на программу «От рождения до школы» на основе которой разработана наша ООПДО, говорится, что для поддержания и развития самостоятельной познавательной активности детей необходимо создать условия такие как прогулки по прилегающим к детскому саду местам, наблюдения за окружающими объектами, экскурсии по детскому саду и за его пределами. В своих интерактивных играх я предоставляю детям эту возможность. Например, в экологической интерактивной игре – путешествие, дети наблюдали и закрепляли знания о деревьях, познакомились с экологическими проблемами и бережном отношение к природе. (Игра «Берегите лес!»). Отправлялись спасать героя в волшебную страну «Здоровья», где осваивали навыки здорового образа жизни; формировали основные математические представления, обучались конструированию по заданным схемам; знакомились с зимующими птицами («Отгадай, что за птица?»), после чего изготовляли кормушки совместно с родителями, вместе с педагогами разместили на участке. С помощью загадок можно легко, в непринужденной и интересной форме помогать ребенку устанавливать и осознавать связи между наименованиями предметов и явлений, их телесными признаками и функциональными возможностями (Игры «Отгадай, что за дерево?» «Загадки безопасность зимой», «Отгадай птицу», «Загадки про спорт» и др.

И я научилась создавать игры, которые работают, даже с мобильного телефона, что обеспечивает полный доступ к ним родителей и детей. Понимая, что в младшем дошкольном возрасте дети периодически болеют и пропускают детский сад, на сайте детского сада, где в игровой форме, выкладываю занятия по изученным формам.

В этом мне помогает образовательная платформа learningapps. Она уникальна, прежде всего, тем, что обладает многофункциональностью. С её помощью можно создать:

³ образовательные квесты

³ дидактические игры

³ интерактивное видео.

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:

³ Принцип доступности.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

³ Принцип систематичности и последовательности.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации и интерактивные игры, я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.

Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Интерактивные игры дают мне возможность представлять в форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

Я думаю, вы со мной согласитесь в том, что различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, и не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала

· Принцип творческой активности.

o Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

· Принцип наглядности.

o Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, интерактивные игры.

Работа ведется по трем направлениям:

- Работа с детьми;

-Работа с педагогами;

- Работа с родителями;

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Развитие мышления;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи;

5. Развитие творческого воображения.

В развитии мышления дошкольников особое место занимает интерактивная дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Применяю такие игры как «Сортировка» на различные темы», «Выбери нужный предмет или ответ» на различные темы, «Составь алгоритм», «Убери лишнее» и т.д.

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Для того, чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. Применяю такие игры: «Найди предмет», «Флеш» и т.д.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления. Для развития памяти и восприятия использую следующие игры: «Сложи картинку», «Угадай что это?», «Какое время года?», «Дикие –домашние животные», «Овощи – фрукты», «Отгадай загадку», «Вредная и полезная еда» и т.д.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. В своей работе с детьми я использую различные речевые игры «Назови какой предмет», «Кто больше увидит и назовет» и т.д.

Воображение – неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра. Я использую такие игры на интерактивной доске как «Неоконченный рисунок», «На что похож рисунок», «Отгадай, что я задумал», «Что умеет точка» и т.д.

Как показала практика, в процессе непосредственно – образовательной деятельности с использованием ИКТ детям понравились мною созданные игры такие как: «Найди пару», где дети поочерёдно открывают пары карточек и определяют соответствуют ли карточки друг другу. Примеры соответствий могут быть разнообразные, например два разных изображения одного и того же объекта, изображение объекта и его название, или предмет к подходящей профессии и т.д. Полюбившиеся детьми игры, создаются с учетом целей, в соответствии с возрастом детей и выстраивается в соответствии с перспективным тематическим планом. Для удобства работы начала создавать «Педагогическую копилку» - медиатеку с картотекой развивающих интерактивных игр по образовательным областям ФГОС ДО: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения, они могут не только видеть картинку, но и двигать, манипулировать объектами. Выполняя задания в играх, созданных на платформе Learningаpps, дети расставляют изображения в определенном порядке, продолжают последовательность, составляют изображение в соответствии с образцом, выполняют сортировку картинок или надписей по заданному признаку, проходят запутанные лабиринты, ориентируются в пространстве и др. А какую радость они испытывают, когда в ответ на их правильное решение звучат звуки фанфар, говорит голос или открывается развивающий видеофрагмент.

Радует, что созданные мною интерактивные игры в программе Learningаpps помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (дети учатся слушать задание, внимательно смотреть, как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки). Использование интерактивных игр позволяет сделать обучение для детей более ярким, привлекательным, позволяет увлечь даже тех детей, кто обычно с большой неохотой занимается.

Работа с педагогами:

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы.

Наиболее эффективными считаю индивидуальные консультации, либо консультации для малых групп (2-3 человека), так как они позволяют оказать конкретную адресную помощь педагогам по интересующим их вопросам. В настоящее время самым востребованным в ДОУ является консультирование по ведению личных сайтов, блогов.

Провела консультацию для педагогов:

· Интеграция технологий в дошкольном образовательном учреждении. Блог педагога;

· Использование интерактивной доски на занятиях по конструированию;

· Использование интерактивных игр на занятиях по математике.

Взаимодействие с родителями.

Исходя из того, что современные родители достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, дети тоже в домашних условиях легко общаются с компьютером, я предположила, что взрослым не составит труда использовать интерактивные игры для закрепления материала программы, реализуемой в детском саду.

Например, изучая темы:

· «Полезная и вредная еда» (образовательная область «Познавательное развитие»), родители вместе с детьми закрепляли в игровой форме данную тему с помощью игры «Сортировки»;

· «Осень» (образовательная область «Познавательное развитие»), закрепляли с помощью игры «Выбери правильный ответ»;

· «Пожарная безопасность (образовательная область «Познавательное развитие»): «Найди предмет».

Интерактивный игры созданные с помощью программы Learningаpps оказывает неоценимую помощь в работе с родительской общественностью. Я использую в практике электронную группу взаимодействия с родителями в сети Интернет: «Пчелки» (общая группа), в которой – размещаю игры на обобщающие темы, по закреплению пройденного материала (для часто болеющих или не посещающих детей); многие игры уже пользуются популярностью среди родителей, в кругу семей наших воспитанников.

Вывод: результаты практического применения интерактивных дидактических игр не только обогащают предметно - развивающую среду детского сада, но и значительно повышают эффективность усвоения материала дошкольниками, устойчиво мотивируют их к дальнейшему получению новых знаний, реализуя основную цель, которую ставит перед педагогами концепция модернизации российского образования - подготовка разносторонне развитой личности.

Библиографический список

1.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2016.

2.Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2017.
2024