НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Давыдова Е.А. Дидактическая игра: сущность и содержание

Библиографическое описание:
Давыдова Е.А. Дидактическая игра: сущность и содержание // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский

Игра - вид деятельности, который заключается в воссоздании детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей деятельности.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка, игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Дидактическая игра – это индивидуальная, групповая и коллективная учебная деятельность детей, включающая в себя элемент соперничества и самодеятельность в усвоении знаний, умений и навыков, приобретение опыта познавательной деятельности и общения в процессе игрового обучения.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения;

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

В практике дидактические игры выполняют следующие функции:

1. Функция социализации

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных и межличностных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны».

3. Функция самореализации ребенка

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

4. Коммуникативная функция игры - (освоение навыков взаимодействия) ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5. Диагностическая функция игры - (выявление индивидуально – личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры) предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражается и самоутверждается.

6. Игротерапевтическая функция игры - заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

7. Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса, воодушевление.

В педагогике существуют разные взгляды на классификацию дидактических игр. По мнению А.И. Сорокиной целесообразно выделить следующие виды дидактических игр:

1. Игры-путешествия. Отражают реальные факты и события через необычное: простое - через загадочное, сложное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Они призваны усилить впечатление, придать познавательное содержание, сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают.

2. Игры-поручения. Игровое задание и игровые действия в них основаны на предложение что-либо сделать.

3. Игры-предположения. Такие игры побуждают учеников к осмыслению последующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения.

4. Игры-загадки. Развивают способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

5. Игры-беседы. Основой является общение учителя с учениками, учеников между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность. Ценность таких игр заключается в активизации эмоционально-мыслительных процессов (единства слова, действия, мысли, воображения учащихся), в воспитании умения слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы учащихся, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, высказывать суждения (А.И. Сорокина, 2011).

З.М. Богуславская отмечает, что соответственно характеру игровых действий, дидактические игры делятся на:

- игры-поручения. Основываются на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, составлять, разъединять, соединять, нанизывать и т. п.;

- игры с отыскиванием предметов, их особенностью является неожиданное появление и исчезновение предметов;

- игры с разгадыванием загадок. Выстраиваются они на выяснении неизвестного: "Узнай", "Отгадай", "Что изменилось?";

- сюжетно-ролевые дидактические игры. Игровые действия, предусмотренные в них, заключаются в отражении различных жизненных ситуаций, в исполнении ролей (покупателя, продавца, волка, гусей и др.);

- игры в фанты или в запрещенный "штрафной" предмет (картинку). Они связаны с интересными для детей игровыми моментами: сбросить карты, воздержаться, не сказать запрещенного слова и т.д.

Можно выделить несколько организационных форм игровой дидактической деятельности:

1. Индивидуальную деятельность

К ней можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками;

2. Парную деятельность

Парная деятельность – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества;

3. Групповую деятельность

Это групповая игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;

4. Коллективную деятельность

Это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;

5. Массовую деятельность

Это есть тиражированная одиночная игра с прямой или обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:

– дидактическая задача

Дидактическая задача формируется педагогом и реализуется через игровую задачу детьми. Именно игровая задача определяет специфику игровых действий. Важно понимать, что дидактическая задача скрыта от детей и доступна им в качестве игрового замысла.

– игровые действия

Являются самой основой игры. Чем они разнообразнее, тем больший интерес игра вызывает у детей. Это в свою очередь способствует эффективному решению игровых задач.

– правила игры

Содержание правил определяется игровыми задачами, содержанием игры и игровыми действиями. В дидактической игре правила выступают в качестве заданий. Именно правила помогают педагогу управлять игрой и поведение ребят.

– подведение итогов

Данный этап наступает сразу после окончания игры. Педагог может помочь детям подсчитать очки, определить тех из них, кто успешнее остальных справился с заданиями. Важно подчеркнуть достижения каждого ребенка.

По времени проведения дидактические игры обычно занимают от 10 до 15 минут. Важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно необходимо следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие в это время бездействовали, ведь незадействованные дети быстро утомляются от пассивного ожидания. В то время, как положительный результат не заставит себя ждать, если все играющие будут включены в решение задачи.

Подводя итог, можно сказать, что игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексного мышления. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, проводить самоанализ.

Игра позволяет дошкольнику проявлять выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Психологи утверждают, что наиболее самостоятелен ребенок в игре, т.к. он сам выбирает действия в соответствии с поставленной задачей, а созданные условия игры способствую развитию у него уверенности в себе, в своих силах. Из этого можно сделать вывод, что обучение ребенка в школе будет успешнее, сможет большего добиться в жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Академия, 2010. - 320 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Наука, 2008. - 464 с.

3. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. - М., Просвещение, 2011. - 160 с.

4. Волина В.В. Учимся, играя. - М.: Новая школа, 2011. - 216 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2009. - 348 с.

6. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2011. - 296 с.

7. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: Педагогика, 2006. - 207 с.

8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. - Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2009. - 320 с.

9. Колоцца Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение / Д.А. Колоцца. Пер. с итал. - М.: Моск. кн. изд-во, 2009. - 266 с.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: РОУ, 2010. - 180 с.

11. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры в действии с предметами в раннем детстве. - М.: Наука, 2009. - 202 с.

12. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб.: Питер, 2010. - 459 с.

13. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академиа, 2011. - 487 с.

14. Печора К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Владос, 2008. - 304 с.

15. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Academia, 2011. - 514 с.

16. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. - СПб.: Детство пресс, 2010. - 412 с.

17. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение, 2011. - 583 с.

18. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей: учеб. пособие. - М: Просвещение, 2011. - 385 с.

19. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 2008. - 590 с.

20. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Педагогика, 2010. - 690 с.
2024