Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Юрьева Н. В. Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.
Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье - сберегающих технологий:
* Валеологические песенки-распевки;
* Дыхательная гимнастика;
* Артикуляционная гимнастика;
* Оздоровительные и фонопедические упражнения;
* Игровой массаж;
* Пальчиковые игры;
* Музыкотерапия.
Игровой массаж. (проводится без музыки)
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Например:
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми,здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова,М.Картушиной способствуют развитию носового,диафрагмального,брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические, которые корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох и голосовые сигналы доречевой коммуникации,игры со звуком.
Например:
«Динозаврики»
Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность звуков: «У-ОА-И-скрип!
Четыре динозаврика, Ура! Ура! Ура! – (Шагают на месте, на «ура» выбрасывают руки вверх).
Мы любим петь и танцевать тарам-па-ра-па-ра! – (Руки на поясе, выполняют«пружинку»).
Смешные мы, весёлые, мы любим пошалить! – (Делают пальчиками «нос Буратино»).
И мы всё время заняты, нам некогда грустить! –( Разводят руки перед собой,затем указательным пальцем выполняют отрицательное движение).
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:
«Мы платочки постираем» (Сборник «Праздник каждый день» автор Каплунова, но я добавила текст и использую музыку)
1.Мы платочки постираем, крепко-крепко их потрём,
А потом повыжимаем, мы платочки отожмём.
А потом платочки наши так встряхнём, так встряхнём,
А потом мы их погладим, их погладим утюжком.
2.Мы платочки посчитаем, раз-два-три-четыре-пять!
А потом платочки наши будут весело плясать!
Мы платочками помашем, и платочки всем покажем!
А потом платочки сложим и на полочки положим!
Физвокализ
1.Упражнение «Звук (а)»
«Чтоб выучиться пению» муз. А. Островского, сл. З. Петрова.
Исполнить куплет песни, на проигрыше долго тянуть гласную букву «а» на ноте до 1-й октавы. Для этого набрать воздух полной грудью: при расслабленных мышцах живота медленно пропускать воздух вместе со звуком через голосовые связки.
2. Упражнение «Звук (и)»
«Чтоб выучиться пению» муз. А. Островского, сл. З. Петрова. Исполнить куплет песни на проигрыше произносить гласную букву «и» на ноте до 2-й октавы. Издать сильный и пронзительный звук (и), раздвинув губы, как в улыбке. Делать это не в виде пения, а скорее в виде крика издалека. Звук должен быть ровным и одной высоты в начале, середине и в конце. Нельзя начинать мощно, а заканчивать слабым писком; нужно остановиться раньше, чем вам не хватит дыхания, так как перед окончанием звука всегда должен оставаться небольшой запас воздуха.
3. Упражнение «Звук (у)»
«Чтоб выучиться пению» муз. А. Островского, сл. З. Петрова
Исполнить куплет песни, на проигрыше долго тянуть гласную букву «у» на ноте соль 1-й октавы. Для этого набрать воздух полной грудью: при расслабленных мышцах живота медленно пропускать воздух вместе со звуком через голосовые связки.
4.Упражнение «Звук (м)»
«Чтоб выучиться пению» муз. А. Островского, сл. З. Петрова.
Исполнить куплет песни на проигрыше долго тянуть согласную букву «м» на ноте ля 1-й октавы. Для этого набрать воздух полной грудью: при расслабленных мышцах живота медленно пропевать звук (м) закрытым ртом (зубы разомкнуты, небо высокое, ощущение буквы «о»).
5. Упражнение «Звуки (о)—(у)—(м)»
«Чтоб выучиться пению» муз. А. Островского, сл. З. Петрова.
Исполнить куплет песни на проигрыше долго тянуть сочетание гласной буквы «о» на ноте ре 1-й октавы, гласной буквы «у» на ноте ми 1-й октавы и согласной буквы «м» на ноте фа диез 1-й октавы. Дыхание брать перед пропеванием каждой буквы.
Терапия творчеством (арт-терапия)
1. Упражнение «Пропой свое имя или имя соседа»
Дети пропевают имя своего соседа, который стоит справа (слева).
2. Упражнение «Пропой попевку»
Дети поют попевку (например, «Ходит зайка по саду») с различным настроением: жалостливо, со страхом, радостно, тревожно.
3. Упражнение «Угадай по голосу » (авт. Е. Тиличеева)
Дети поют: «Аня, ты сейчас в лесу, мы зовем тебя: «Ау!». Ну-ка, глазки закрывай, не робей, кто зовет тебя, узнай поскорей!»
Ребенок, о котором пели песенку, закрывает глаза, а взрослый дотрагивается до плеча другого ребенка, который, изменяя тембровую окраску голоса, зовет того, о ком пели в песенке. Если тот, кто закрывал глаза, угадал, кто его звал, песенку поют уже про последнего.
4. Упражнение «Мелодизация различных образов»
Под музыкальное сопровождение (К. Сен-Санс «Карнавал животных», В. Косенко «Дождик», Д. Шостакович «Вальс-шутка», Г. Свиридов «Попрыгунья», П.И. Чайковский «Игра в лошадки», М. Красев «Медвежата», «Воробушки» и др.) дети изображают птиц (кукушку, лебедя, орла, курочку, петушка, воробья, страуса и др.), животных (танец слона, прыжки кенгуру,рыбки в аквариуме, трусливый заяц, хитрая лиса, лошадка в цирке, и т.п.).
Инсценируют явления природы (дождик, сильный ветер, шелест листьев, восход солнца, шум моря, набегающая волна и т.п.).
5. Упражнение «Звучащие жесты»
Под различные виды музыкальных произведений: песни, попевки, танцы, инструментальная музыка (на выбор педагога) дети хлопают, притопывают, щелкают, цокают, шлепают ладонями по коленям, издают звуковые эффекты, используя артикуляционный аппарат.
6. Речевая игра «Листопад»
Дети произносят текст и выполняют движения.
Громко:
Осень! Осень! Листопад!
(Дети делают ритмичные хлопки).
Лес осенний конопат.
(Щелкают пальцами).
Тихо:
Листья рыжие шуршат
(Трут ладонью о ладонь).
И летят, летят, летят!
(Качают руками).
Громко:
Дождь, дождь, дождь с утра,
(Хлопают, шлепают ладонями, по коленям).
Веселится детвора.
(Делают легкие прыжки на месте).
Тихо:
Дождик, нас не поливай,
(Грозят пальцем).
Лучше капельки считай
(Стучат пальцами левой руки о ладони правой руки).
Вокалотерапия
1. Упражнение «Скок-поскок»
Исполнять русскую народную песню «Скок-поскок» по полутонам в восходящем и нисходящем движении.
Скок-скок-поскок, молодой дроздок
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька-невеличенька,
Сама – с вершок, голова с горшок!
2. Упражнение «Антошка – соломенная ножка»
Исполнять русскую народную песню «Антошка – соломенная ножка»,последний звук протяжно и твердо.
Антошка, Антошка – соломенная ножка.
Сам – с вершок, голова – с горшок!
3. Упражнение «Ворон»
Исполнять попевку «Ворон»: вокализ «у-у-у» отрывисто, заставляя звук «взлетать» одновременно с воздухом, - активно работает диафрагма.
Садит ворон на дубу, у-у-у, у-у-у.
И играет во трубу, у-у-у, у-у-у.
Труба точеная, у-у-у, у-у-у.
Позолоченная, у-у-у, у-у-у.
Исполнять попевку по полутонам вверх на одном звуке, начиная с ля малой октавы, петь с вокализом «у-у-у» до ми 1-й октавы, затем вокализ «у-у-у» заменить на ритмический аккомпанемент – 3 хлопка, исполнять до соль 1-й октавы; дальше хлопком отмечать только первую долю – исполнять до си бемоль 1-й октавы, затем хлопком отмечать только третью долю — исполнять до ре 2-й октавы. Далее отмечать первую долю хлопком, третью долю – притопом до ми 2-й октавы; по возможности петь дальше попевку, исполняя вокализ «у-у-у», как вначале.
4. Упражнение «Эхо»
Исполнять песенку-распевку «Эхо» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова) подгруппами с динамическими изменениями.
Эхо, отзовись! Чисто петь научись!
Слушай — не зевай! И за мной повторяй!
5. Упражнение «Кузнец»
Петь песню «Кузнец» (муз. И. Арсеева) — вокализ «Тук-тук-тук» исполняется подгруппами детей в разных регистрах.
— Эй, кузнец-молодец, расковался жеребец!
Ты подкуй его опять!
— Отчего не подковать?
Вот — гвоздь, вот — подкова,
Раз-два — и готово!
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
6. Песенки-дразнилки (муз. В. Золотарева, сл. И. Демьянова)
«Нюша-копуша»
Нюша-копуша час жевала грушу, два – умывалась, три – вытиралась.
Нюша завтракать пошла, только к ужину пришла!
Нюша-копуша! Нюша-копуша!
«Николай-неряха»
Коля, Коля, Николай, за собою убирай!
У тебя ленивы руки: под столом ремень и брюки.
И не знаешь, где носки!
На полу рубаха, Николай-неряха!
«Кирилл-замарашка»
Замарашка Кирилл месяц в школу не ходил.
Столько грязи, столько ссадин!
Мы на шее лук посадим, репу – на ладошках,
На щеках – картошку.
На носу морковь взойдет – будет целый огород!
2021