Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf
В своей практике многие педагоги сталкиваются с проблемой отсутствия учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Учебная мотивация является решающим фактором учебного процесса. Можно процитировать древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Так и в школе, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдет. Как же помочь ребятам «напиться» из источника знаний? В отечественной и зарубежной педагогике данному вопросу уделяется большое внимание. Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Л.М.Фридман характеризует их отличия: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними». Считается, что внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее внешней, ведь она возникает, когда ребята тянутся к знаниям из-за любопытства, ради удовольствия, так как данный предмет вызывает у них искренний интерес. В таком случае ребенку не нужны внешние побуждения: напоминания и уговоры родителей, убеждения учителей. По мнению психологов, познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся. Познавательная активность может прогрессировать и регрессировать под воздействием различных факторов: школы, товарищей, семьи, труда и др. К тому же бесспорным является факт влияния на уровень активности обучающегося стиля общения учителя на уроке, успеваемость и настроение самого школьника. Вот почему у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность может резко меняться. Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации. Таким образом, активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. В результате внедрения активных методов обучения в собственную практическую деятельность, нами было отмечено, что все обучающиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы. Следовательно, мы можем констатировать, что степень активности обучающихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Названия многих активных методов обучения весьма условны. Часто одно и то же название используется мною для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами: Мозговой штурм; Творческие задания – исправь ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…; Работа в малых группах – решение занимательных задач; Проблемное обучение; Соревнования – викторины, игра «Дальше, дальше»…; Интерактивная лекция; Ученик в роли учителя; Использование ИКТ; Проектный метод; Информационные технологии на уроках математики как способ повышения мотивации учащихся, Исследовательская деятельность. Один из путей повышения мотивации учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения - непременной основы творчества. Приобретение опыта исследовательской деятельности человеком еще при обучении в школе выдвигается сегодня в качестве одной из приоритетных задач образования. В Федеральных государственных стандартах общего образования подчеркивается, что современная школа должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники должны научиться учиться, самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике. Одной из главных целей моей деятельности является воспитание человека, творчески мыслящего, грамотного, способного адаптироваться к условиям новой жизни, готового к самообразованию, самоконтролю, самосовершенствованию, жизнелюбивого, обогащенного научными знаниями в области исследовательской и проектной деятельности. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается важным: «участие обучающихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в творческом решение учебных и практических задач, в самостоятельном выполнение творческих работ, проектов, в создании собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий». Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне.