Актуальные вопросы начального общего образования

Кряжевских Е.В. Семейная игра «Большие интеллектуальные гонки»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Современный этап развития образовательной системы сопровождается переосмыслением целей образования. Важным в подготовке учащихся становятся не объемы знаний, а сами способы получения знаний. На первое место выдвигается цельразвитие личности ученика, т. е. появление в личности обучаемого особых свойств или способностей, которые становятся неотъемлемыми качествами личности. Их нельзя забыть, как, например, способ решения задачи. А можно только развивать, создавая для этого благоприятные условия.
Считаю, что нашла интересную форму организации внеклассной работы по предметам, обеспечивающую именно такие условия. Это семейная игра «Большие интеллектуальные гонки». Остановлюсь на названии. Слово «гонки» предполагает соревнование, кто кого перегонит по количеству набранных баллов. «Интеллектуальные»- соревнование ведется в смекалке, сообразительности, умении наблюдать, анализировать. «Большие» - так как, во-первых, охватывают весь учебный год, во-вторых, в них принимают участие все желающие ученики класса вместе с родителями, в-третьих, вопросы затрагивают такие обширные области знаний, как математика, языкознание, литература, обществознание, естествознание. Игра позволяет развить у учеников следующие личностные качества:
1.       Познавательные: логическое мышления, умение четко формулировать мысли, умение делать выводы и обобщения, анализировать.
2.        Креативные: творческая инициатива, гибкость ума, вдохновенность, радость от интеллектуального труда.
3.        Методологические: настойчивость, упорство, умение доводить начатое дело до конца, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
4.        Коммуникативные: умение находить нужную информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернете.
Игра продолжается в течение всего учебного года. На разбор заданий, подведение промежуточных итогов отводится один «классный час» в месяц. На одном из первых классных часов проводится презентация игры, где учитель объясняет условия игры, цели и задачи, знакомит с критериями оценки. Было предложено ученикам придумать эмблему и девиз игры. Выбрали эмблему - книга, мчащаяся на большой скорости и зовущая нас к знаниям!
Каждый участник получает комплект заданий, одинаковый для всех. Задания выполняются на этих же листах, поэтому затраты времени на оформление ответов минимальны. К установленному сроку (задания даются на 3-4 недели) ученики сдают решения учителю. Учитель проверяет работы, оценивает баллами. На очередном «классном часе» работы возвращаются, проходит защита решений. Учитель дает возможность поспорить, доказать свою правоту. Здесь же даются новые задания. К концу года у каждого игрока в папке собирается богатый материал – интересные вопросы и самостоятельно найденные ответы, проверенные и отредактированные учителем.
На классном стенде оформляется красочный экран, отражающий ход игры, верные ответы на задания. Задания предполагают участие родителей, использование любой литературы. Участники могут пропустить какой-то тур, не выполнить какое – то задание - это их право, но шансы на победу при этом снижаются. Ведь победителем становится тот, кто наберет больше баллов за все туры.
Каждый тур включает 3 этапа.

1.        «Любителям математики».

Состоит из 5-6 нестандартных задач разного уровня сложности, объединенных одной сюжетной темой: «Дела семейные…», «Сказка за сказкой», « Дела космические…», « Дела школьные…», «Спорт…Спорт…Спорт…», «Приятного аппетита», « Братья наши меньшие», « Дела денежные…», « Мои года – мое богатство», « Эх, мальчики!», « Ах, девочки!». Среди этих задач 1-2 знакомы ученикам, на математическом кружке решали похожие задачи. Одна задача, более трудная, обычно связана с темой, ранее не встречавшейся. Задачи, при всей нестандартности и занимательности, опираются на программный материал.

2.        «Любителям русского языка».

Включает 5-6 заданий по разным разделам языкознания: орфографии, фонетике, синтаксису, пунктуации, орфоэпии. Выполнение многих заданий требует использования словарей.

3.        «Эрудитам».

Включает задания по естествознанию, географии, истории. В каждом туре подобраны задания на определенную тему: «В лесу», « В пустыне», «Любителям географии», «Страницы истории», «Что? Где? Когда?», и др. Задания опираются на программный материал, часто необходимо пользоваться географическими картами, атласами, справочниками, энциклопедиями.
В мае проходит заключительный тур игры, когда ученики самостоятельно в классе выполняют задания, встречавшиеся в предыдущих турах. Для учителя это самый важный момент, ведь он показывает, чему научились дети в течение игры, насколько самостоятельны были при выполнении заданий.
И, наконец, долгожданное торжественное подведение итогов на празднике «До свидания, 3 класс!», награждение победителей.
Победители награждены почетными грамотами и сладкими призами. Поощрительные призы получили все, кто в последнем туре выполнил все задания, а каждый участник получил сертификат с указанием набранных баллов.
…Закончен очередной учебный год. Лето – время размышлений о победах и неудачах, планах на будущее. Несомненной удачей в этом учебном году считаю игру «Большие интеллектуальные гонки». Почему? Попробую объяснить.
1.        В 88 % играли всей семьей, вместе размышляли, искали ответы на вопросы, спорили, радовались успехам. Ничто так не объединяет семью, как общее интересное дело.
2.        На каждом этапе игры складывалась ситуация успеха. Пусть не сразу решится задача, но ведь рядом родители, готовые помочь. А как часто ребенок решал быстрее папы!
3.        Ученики научились пользоваться различными источниками информации, были частыми гостями школьной библиотеки, дома осваивали Интернет.
4.        У ребят накопился запас знаний по математике, языкознанию, литературе, обществознанию, естествознанию. Об этом говорят результаты последнего тура игры, который ученики выполняли самостоятельно.






Сдать до-----------------------

Этап I.Знатокам русского языка.

1.       Укажи в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах:
Цыган, издавна, инструмент, красивее, кремень, магазин, мельком, жаворонок, звонит, завидно, щавель, столяр, балованный.
2.       Подчеркни слова с суффиксом – чик-
Ключик, стульчик, мячик, перчик, пальчик, карманчик.
3.       Палиндромы (перевертыши) – слова и предложения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Например: наган. А роза упала на лапу Азора. А вы, какие палиндромы сумеете подобрать?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------4. Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.
Когда считают цыплят?---------------------------------------------------------------------
Чего не утаишь в мешке?---------------------------------------------------------------Когда приходит аппетит?---------------------------------------------------------------Что любят деньги?---------------------------------------------------------------------------
Что надо сделать, когда назвался груздем? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чем клин вышибают? -----------------------------------------------------------------------
5. С давних времен курица была у людей предметом шуток и насмешек: она не летает далеко, не вьет гнезда, боится воды, пуглива и ненаходчива. Объясни выражения.
Сделал курам на смех- ----------------------------------------------------------------------
Нацарапал как курица- ----------------------------------------------------------------------
Мокрая курица --------------------------------------------------------------------------------

Этап II. Знатокам математики «Сказка за сказкой».

6. Семь гномов построились по росту, чтобы Белоснежка раздала им 707 орехов. Сначала она дала сколько – то орехов самому маленькому. Каждый следующий получал на 1 орех больше, чем предыдущий. Сколько орехов получит самый большой гном?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------7. Гном разложил свои сокровища в 3 сундука разного цвета, стоящие у стены. В один – драгоценные камни, в другой – золотые монеты, в третий – магические книги. Он помнит, что красный сундук находится правее, чем камни, и что книги – правее красного сундука. В каком сундуке лежат книги, если зеленый сундук стоит левее синего?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------8. Винни – Пуху подарили на день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни – Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал иметь массу 4 кг. Сколько меда было первоначально в бочонке?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. У Карлсона на крыше в коробке лежат 10 красных и 10 синих шариков. Сколько шариков ему надо вынуть, не глядя, чтобы среди них обязательно нашлись 2 шарика одного цвета?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10. Рост Буратино 1 метр, а длина его носа раньше была 9 см. Каждый раз, когда Буратино врал, длина его носа удваивалась. Как только длина его носа стала больше его роста, Буратино перестал врать. Сколько раз он соврал?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
11. У Бабы – Яги собрались 15 внуков и внучек. Количество внучек составляет половину количества внуков. Сколько внуков и внучек у Бабы – Яги?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12. К Айболиту на прием пришли животные: все, кроме двух, собаки, все, кроме двух, зайцы, все, кроме двух, попугаи. Сколько всего животных?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Этап III. Знатокам природы «Что? Где? Когда?».

13. С давних времен на Руси принято грозиться: «Я тебе покажу, где раки зимуют!» или: « Ты у меня узнаешь, где раки зимуют!». Но ничего страшного в этом нет. Так, где же зимуют раки?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
14. Интересная страна Австралия! Почти все животные там с сумками, в которых они выкармливают детенышей. А каких сумчатых вы знаете?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
15. Долгое время человечеству не давали покоя « крокодиловы слезы». Многие замечали, что когда крокодил съедает свою жертву, из глаз его текут слезы. Неужели ему жалко зверюшек? Так почему же плачет крокодил?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
16. Зачем страус голову в песок прячет? Неужели от страха?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итог: баллов.

Ответы.

Этап I. Знатокам русского языка.

1. Укажи в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах:
Цыган, издавна, инструмент, красивее, кремень, магазин, мельком, жаворонок, звонит, завидно, щавель, столяр, балованный.
2. Подчеркни слова с суффиксом –чик-
Ключик, стульчик, мячик, перчик, пальчик, карманчик.
3. Палиндромы (перевертыши) – слова и предложения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Например: наган. А роза упала на лапу Азора. А вы, какие палиндромы сумеете подобрать?
Дед, топот, доход, казак, шалаш и др.
4. Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.
Кем будет казак, если будет терпеть? Терпи, казак, атаманом будешь.
Когда считают цыплят? Цыплят по осени считают.
Чего не утаишь в мешке? Шила в мешке не утаишь.
Когда приходит аппетит? Аппетит приходит во время еды.
Что любят деньги? Деньги любят счет.
Что надо сделать, когда назвался груздем? Назвался груздем, полезай в кузов.
Чем клин вышибают? Клин клином вышибают.
5. С давних времен курица была у людей предметом шуток и насмешек: она не летает далеко, не вьет гнезда, боится воды, пуглива и ненаходчива. Объясни выражения.
Сделал курам на смех – сделал так плохо, что даже куры – и те смеются
Нацарапал как курица лапой - о плохом почерке
Мокрая курица - так говорят о человеке, имеющем жалкий вид

Этап II. Знатокам математики «Сказка за сказкой».

6. Семь гномов построились по росту, чтобы Белоснежка раздала им 707 орехов. Сначала она дала сколько – то орехов самому маленькому. Каждый следующий получал на 1 орех больше, чем предыдущий. Сколько орехов получит самый большой гном?
Уравняем количество орехов у гномов: 707 – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 = 686 (ор)
Узнаем, сколько орехов получит самый маленький гном: 686: 7 = 98 (ор)
Узнаем, сколько орехов получит самый большой гном: 98 + 6 = 104 (ор)
Ответ: 104 ореха получит самый большой гном.
7. Гном разложил свои сокровища в 3 сундука разного цвета, стоящие у стены. В один – драгоценные камни, в другой – золотые монеты, в третий – магические книги. Он помнит, что красный сундук находится правее, чем камни, и что книги – правее красного сундука. В каком сундуке лежат книги, если зеленый сундук стоит левее синего?
По условию, сундук с камнями стоит левее красного, а сундук с книгами правее красного. Значит, красный сундук стоит посередине и в нем лежат золотые монеты. Так как зеленый и синий сундуки – крайние и зеленый стоит левее синего, то зеленый – крайний слева, а синий – крайний справа. Имея ввиду, что камни левее, а книги правее красного сундука, приходим к выводу, что камни лежат в зеленом, а книги – в синем сундуке.
Ответ: книги лежат в синем сундуке.
8. Винни – Пуху подарили на день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни – Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал иметь массу 4 кг. Сколько меда было первоначально в бочонке?
1) 7 – 4 = 3 (кг) – съел Винни – Пух.
2) 3* 2 = 6 (кг) было в бочонке.
Ответ: 6 кг меда.
9. У Карлсона на крыше в коробке лежат 10 красных и 10 синих шариков. Сколько шариков ему надо вынуть, не глядя, чтобы среди них обязательно нашлись 2 шарика одного цвета?
Если Карлсон вынет 2 шарика, они могут оказаться разного цвета. Третий шарик обязательно составит пару с одним из них.
Ответ: 3 шарика.
10. Рост Буратино 1 метр, а длина его носа раньше была 9 см. Каждый раз, когда Буратино врал, длина его носа удваивалась. Как только длина его носа стала больше его роста, Буратино перестал врать. Сколько раз он соврал?
1) 9* 2=18 (см) – длина носа после первого обмана.
2) 18*2= 36(см) – длина носа второго первого обмана.
3) 36*2=72(см) – длина носа после третьего обмана.
4) 72*2=144(см) – длина носа после четвертого обмана.
5) 144 >100 - – длина носа превысила его рост
Ответ: 4 раза соврал Буратино.
11. У Бабы – Яги собрались 15 внуков и внучек. Количество внучек составляет половину количества внуков. Сколько внуков и внучек у Бабы – Яги?
По условию задачи, количество внучек составляет половину количества внуков, следовательно, количество внуков в 2 разам больше. Имеем три части: одна часть – внучки, две части – внуки.
1)15:3 =5 (чел) – одна часть.
2)5*1 =5 (чел) – внучки.
3) 5*2 =10 (чел) – внуки.
Ответ: 10 внуков и 5 внучек у Бабы – Яги.
12. К Айболиту на прием пришли животные: все, кроме двух, собаки, все, кроме двух, зайцы, все, кроме двух, попугаи. Сколько всего животных?

К Айболиту пришли трое животных: собака, заяц и попугай.

Этап III. Знатокам природы «Что? Где? Когда?».

13. С давних времен на Руси принято грозиться: «Я тебе покажу, где раки зимуют!» или: « Ты у меня узнаешь, где раки зимуют!». Но ничего страшного в этом нет. Так где же зимуют раки?
Раки — это пресноводные животные, живущие в чистой воде рек, озер и прудов. Зимой своего местожительства они не меняют, а просто опускаются значительно глубже, туда, где вода не замерзает.
14. Интересная страна Австралия! Почти все животные там с сумками, в которых они выкармливают детенышей. А каких сумчатых вы знаете?
Кенгуру, ехидна, вомбат, тасманийский дьявол, коала, сумчатый волк, сумчатая мышь, утконос и др.
15. Долгое время человечеству не давали покоя « крокодиловы слезы». Многие замечали, что когда крокодил съедает свою жертву, из глаз его текут слезы. Неужели ему жалко зверюшек? Так почему же плачет крокодил?
Крокодилы «плачут» вовсе не от жалости, это не способ выражения их эмоций или проявление коварства. Просто почки крокодила не справляются самостоятельно с выводом из организма ненужных солей. На помощь им приходят особые железы, которые дополняют функции почек. Протоки этих желез расположены в уголках глаз крокодила и открываются наружу. Когда железы выводят ненужные соли, то кажется, что крокодил плачет.
16. Зачем страус голову в песок прячет? Неужели от страха?
Эта легенда берет начало еще со времен римской империи, когда считалось, что страусы прячутся от опасности не где-нибудь, а в песке. С тех пор и пошло метафорическое выражение «закапывать голову в песок». Многие ученые говорят, что страусы на самом деле наклоняются к песку, но не для того, чтобы зарыть туда голову, а…чтобы его съесть. Они глотают песок и гальку для того, чтобы эти элементы помогли измельчению жесткой еды в желудке.
Другие исследователи утверждают, что иногда страусы все же прячут голову в песок - но вовсе не от страха. При помощи таких песочных ванн они избавляются от мучающих их паразитов.
Используемая литература:
1. Математика. 2 – 4 классы: олимпиадные задания / сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 91 с.
2. Олимпиады по математике:1 – 4 классы. / сост. Ю. А. Дробышев. – Волгоград: Учитель, 2007. – 96 с.
3. Русский язык. 3 – 4 классы: олимпиадные задания / сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. Окружающий мир. 2 – 4 классы: олимпиадные задания / сост. Г. Т. Дьячкова. – М: Первое сентября, 2003 – 138 с.


2018