Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Балашова И.А., Котельникова Ю.М. О месте инклюзивного образования в образовательной среде колледжа

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf

Актуальность темы внедрения инклюзивного образования в колледже связана с необходимостью учета особенностей определенных категорий людей с одной стороны и необходимостью обеспечения доступа к специальному образованию для них с другой. Цель инклюзивного образования стереть границы между обычными людьми и людьми, имеющими психолого-медико-педагогические особенности. Опираясь на законодательную базу и современные методики в области образования, мы планируем расширить доступ указанным выше категориям людей к специальному образованию. Как вывод – изменение качества их жизни.
Сегодня образование идет по пути подстройки под определённые категории людей. Все мы разные, при этом каждый из нас имеет право быть другим, быть не таким, как все. Современное общество должно быть с одной стороны готово к этому, с другой создавать условия для раскрытия индивида (внешне и внутренне). Одним из ярких социальных нововведений является инклюзивное образование в школах и специальных учебных заведениях, позволяющее детям-инвалидам учиться в обычных классах (группах) наравне со своими сверстниками.
Инклюзивное образование – это особый подход к построению образовательной среды, который подразумевает доступность (возможность, открытость) образования для каждого, независимо от его особых нужд и потребностей.
В школах сегодня обучается множество детей с какими-либо отклонениями и нарушениями здоровья, но статус ребёнка с ограниченными возможностями присваивается только человеку, который не может усваивать программу наравне со всеми и взаимодействовать в коллективе без посторонней помощи. Такого рода статус требует создания специальных условий в образовательном учреждении за счёт средств государственного финансирования. Особняком стоят средние специальные и высшие учебные заведения, в которые ребенок с ограниченными возможностями не попадает по целому ряду причин: техническая неподготовленность, отсутствие (недостаточная разработанность) специальных образовательных программ, неготовность со стороны общества и педагогического состава учебного заведения. В области высшего и среднего специального образования пока больше вопросов, чем ответов на них. Но решать их все равно нужно.
Педагог обязан … учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями [1].
В помощь нам педагоги, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами, выработавшие правила, позволяющие грамотно организовать процесс обучения:
1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе»,
2) включать их в одинаковые виды деятельности, но ставить разные задачи,
3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
4) использовать стратегии коллективного участия (игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.)
Совместность – главный принцип инклюзии. В замкнутом пространстве образовательного учреждения взаимодействуют абсолютно разные дети, из разной социальной среды, с разными возможностями и потребностями. Хотя в массовых учебных учреждениях уже довольно часто можно встретить детей с ограниченными возможностями и инвалидов, это явление всё ещё остаётся тем, в ответ на что, может возникнуть агрессия. Негативные эмоции могут исходить как от учеников (студентов) и учителей, так и от родителей остальных учащихся. Проблема совместности и терпимости требует особого внимания, так как она не решается дополнительными вложениями средств со стороны государства. Процесс становления взаимоотношений между членами образовательного коллектива требует от них внимательности и вежливости. Люди должны уметь толерантно воспринимать других для комфортного сосуществования с ними в одной группе.
Исследователи выделяют восемь принципов инклюзивного образования [2], которые детально характеризуют особенности этого феномена:
1.    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.    Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.    Все люди нуждаются друг в друге.
5.    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Кажется, что эти пункты вполне очевидны и просты, они будут импонировать любому педагогу. Однако на практике сложно обеспечить их совместную реализацию. Стоит сделать акцент на роли преподавателя в организации учебного процесса таким образом, чтобы каждый ребёнок в классе чувствовал себя комфортно и успешно усваивал учебный материал независимо от его личностных особенностей. Очень важно уметь создать тёплую доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённо. Учебный класс – то место, где учащиеся могут раскрыться, попробовать себя в разных ролях, проявить свои таланты.
Сегодня в сфере образования активно употребляются термины «индивидуальный учебный план», «адаптированная учебная программа». Согласно статье 79 Федерального Закона РФ об образовании [1], условия организации обучения детей с ограниченными возможностями должны определяться специально разработанной адаптивной программой, подстроенной под особенности каждого ребёнка. Особенность такой программы в том, что она не вынуждает ребенка следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, она лишь предполагает индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, ученик получает такое же образование, как и его одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками ему помогают специальными методами. Адаптированные образовательные программы – явление пока ещё новое в России, тем не менее, в российских образовательных учреждениях уже можно наблюдать тенденцию индивидуализации подходов к обучающимся.
В настоящее время в нашем колледже получают средне-специальное образование 5 человек с разными особенностями по здоровью. Два подростка будут механиками, еще два посвятят себя делопроизводству и архивоведению, один студент будет по окончании обучения работать в общественном питании. В 2020 – 2021 годах четыре человека с ограниченными способностями окончили обучение, получили дипломы, были трудоустроены и работают по полученной специальности.
Ежегодно в колледже проводятся курсы повышения квалификации педагогических кадров в объеме 72 часов с включением в них вопросов инклюзивного образования. Курсы помогают преподавателям ответить на вопросы внедрения инклюзивного образования в стандартный образовательный процесс. Занятия на курсах повышения квалификации направлены в свою очередь на разработку новых рабочих программ для людей с ограниченными возможностями.
По нашему мнению, современное российское общество вполне готово к инклюзии, оно способно предоставить детям-инвалидам возможность учиться в обычных массовых учебных заведениях и получать профессию вместе с обычными детьми. Несомненно, на сегодняшний день созданы далеко не все условия для воплощения идеи в реальность, и существует много преград, однако уже сейчас видна положительная динамика.
В колледже с каждым годом увеличивается количество мероприятий, где учащиеся с особенностями социализируются, участвуют в культурно-образовательных мероприятиях, обсуждениях, открытых форумах.
Инклюзия в образовательной сфере важна не только сама по себе, она является первым шагом на пути к открытому обществу. Принимая детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, мы принимаем их в общество, так как в процессе образования человек получает доступ к дальнейшей реализации в жизни. Феномен инклюзивного образования лежит в основе новой культуры, формирующейся в стране, культуры, готовой принять каждого человека с его особенностями.

Библиографический список

1.    Федеральный̆ закон «Об образовании в Российской̆ Федерации» по состоянию на 2017 год. – М: Эксмо, 2017. – с. 77. Статья 48, ч.1, п.6
2.    Пугачёв А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — с. 374-377.

2022