Абу Э.М. Сообщение из опыта работы «Антикризисное психолого-педагогическое сопровождение вынужденных переселенцев на базе МУ ДЮОЦ «Мечта»
Библиографическое описание:
Абу Э.М. Сообщение из опыта работы «Антикризисное психолого-педагогическое сопровождение вынужденных переселенцев на базе МУ ДЮОЦ «Мечта» // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
Аннотация
В этой статье мы хотели поделиться опытом работы с вынужденными переселенцами из Донбасса в лагере “Мечта” Подольского г.о. В статье мы раскрыли проблемы школьников, переживших войну. Поделились опытом сопровождения ребят: с какими вопросами мы столкнулись. Такого опыта до этого у нас не было, поэтому мы хотели поделиться своими наработками и наблюдениями.
Введение
Когда мне предложили работать психологом-волонтером с вынужденными переселенцами из Донбасса, то я согласилась, но опыта работы с детьми, пережившими войну, у меня не было. Но был опыт работы с людьми, пережившими посттравматический синдром после освобождения заложников, взрывов в метро, аварий и пожаров. Эта работа была связана с реакцией человека на пережившие им события. Я использовала в своей работе книгу Бенджамина Колодзина “Как жить после психической травмы”. Б. Колодзин - американский психолог, который работал с солдатами, воевавшими во Вьетнаме.
Что такое посттравматический стресс?
Ребята-переселенцы из Донбасса 8 лет испытывали то ужасное, что не часто случается с людьми. Это война, взрывы и смерть. Это - страшные травмирующие события. А человек, переживший травмирующие события, испытывает посттравматический стресс (ПТС).
С ними мы работали со следующими клиническими симптомами:
- Немотивированная бдительность
Словно ребенку постоянно угрожает опасность. При звуках салюта, летящего самолета или выхлопных газов дети могли упасть на пол и закрыть уши руками.
- Притупленность эмоций
Детям тяжелее испытывать чувства радости, любви, игривость и спонтанность. Они рассказывали, что их возили в цирк, но им там не было весело.
- Агрессия
Дети, испытавшие страх, часто бывают агрессивными. Мальчик развел красную краску и стал поливать ею стол и пол. Краска была похожа на кровь. Это тоже выражение агрессии.
- Нарушение памяти и концентрации внимания
Ребята, пережившие войну, в школе плохо концентрировали внимание, у многих оценки в школе стали ниже. После стресса когнитивные способности снижаются.
- Общая тревожность.
Проявляется на физиологическом уровне (спазмы желудка, головные боли, чувство страха, неуверенность в себе). Школьники часто жаловались на головные боли и боли в животе.
- Непрошенные воспоминания
В памяти внезапно всплывают жуткие, безобразные сцены, связанные с травмирующим событием. Эти воспоминания могут возникнуть как во сне, так и во время бодрствования. Главное отличие от обычных воспоминаний состоит в том, что посттравматические “непрошенные” воспоминания сопровождаются сильным чувством тревоги и страха. Дети часто рассказывали про ночные кошмары, после которых они просыпались все мокрые.
- «Вина выжившего»
Вина за то, что пришлось легче, чем другим, за то, что цел, жив, не травмирован. Дети переживали за тех близких, которые остались там, где война. И про своих родственников они рассказывали даже больше, чем про себя.
Миф о социальной адаптации
Не верно утверждение, что человек, получивший психическую травму на войне, должен изменить свое поведение так, чтобы слиться с основной массой людей.
Недостаток этого утверждения состоит в том, что “социальная адаптация” вряд ли поможет ребенку, пережившему ужасы войны, вернуть душевный покой и радость жизни. Если ребенок изменит свое поведение, то станет как все “нормальным”, т.е. перестанет думать и чувствовать по-своему, “не как все”.
“Социальная адаптация” не способна привести к истинному выздоровлению.
Истинное физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то нормам и стандартам, а в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни.
Исцеление именно и состоит в том, чтобы примириться с самим собой. Исцеление - это открытие новых возможностей и перспектив.
Главный недостаток социальной адаптации состоит в том, что такая направленность уводит ребенка от каких бы то ни было перемен.
Волонтерство психологов
Когда мы приезжали в лагерь “Мечта” к детям, они все находились в одной комнате от двух до двадцати (на каникулах) человек. Чтобы эмоционально заинтересовать и объединить, мы начинали с настольных игр. Это были игры на внимание, на зрительное восприятие: вкладыши Никитина, цветовой код, лабиринты, магнитные конструкторы. В играх мы знакомились с детьми. Каждый раз они просили подарить им эти игры. Очень хорошо работали МАК-карты “Деревья”, “Дороги”, “Радости внутреннего ребенка” и “Страхи”. Дети начинали рассказывать о себе, о своих чувствах, страхах и мечтах. Так мы понимали, что их волнует, радует и печалит.
Использовали методы арт-терапии, игровой терапии, песочной терапии и сказкотерапии. Каждый раз мы заканчивали рисованием и мелками, и красками. Рисовали страхи, радостные моменты, мечты о поездке на море. Дети очень любили свои рисунки вывешивать на доске. Мы сделали Ларец Желаний и Сундучок Не желаний и каждый, кто заходил в комнату, писал записку и прятал в коробочки.
Снимали напряжение у детей зарядкой Джекобсона и “волшебным дыханием”. Рвали свои нарисованные страхи и делали салют.
Когда мы уходили, то дети провожали нас до ворот, мы обнимались и прощались до следующей встречи.
В нашей работе были и сложности. Дети ранее не сталкивались с психологами. Невозможно было уединиться с одним ребенком. Мы никогда не знали, с кем придется работать в следующий раз.
Заключение
Очень важно было работать с детьми именно в первые месяцы их приезда, чтобы поддержать их и помочь справиться с пережитым. Но это нужно было не только детям, но и нам почувствовать себя причастными к помощи Донбассу. Мы сумели снять эмоциональное напряжение у беженцев, помогли им осмыслить пережитый опыт и справиться со своим стрессом. Мы получили очень важный опыт работы с детьми, пережившими войну.
Библиографический список:
1. Колодзин Б. Как жить после психической травмы.
2. Экстренная психологическая помощь / «Издательство НЦ ЭНАС».