Библиографическое описание:
Забродина А.В. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечают уроки эстетического цикла, а именно изобразительное искусство. На этих уроках широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно - творческой активности. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей младших школьников необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.
Требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение. ФГОС устанавливает личностные результаты освоения программы начального общего образования. Через эстетическое воспитание формируется уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Поэтому особая роль в становлении современной высоконравственной, творческой личности отводится именно педагогам предметов эстетического цикла.
Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое (креативное) мышление – это один из компонентов функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. ФГОС НОО заявляет функциональную грамотность в составе государственных гарантий качества общего образования.
Нетрадиционные техники рисования, применяемые в рамках внеурочной деятельности, позволяют по-новому взглянуть на содержание занятий. Делают их более интересными и увлекательными, часто формируют положительный отклик у детей.
ТРЕНАЖЕР «МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ»
Систематическая работа с тренажером «Межполушарные связи» способствует развитию познавательных процессов младших школьников.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. При развитии мелкой моторики развиваются височные и лобные доли коры головного мозга, ответственные за высшие психические функции. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта, а нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность. Упражнения на межполушарной доске позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие.
РИСОВАНИЕ ДВУМЯ РУКАМИ
Рисование одновременно двумя руками позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Рекомендации учителю: на начальном этапе важно предложить детям работу с очень простого сюжета: расставить хаотично пятен, используя обе руки. Затем эти пятна размазать, организуя фон для будущей композиции. После - следует обратиться к более сложным фигурам – изображение деревьев и падающих листьев. Для работы лучше выбирать художественные материалы с минимальными показателями трения при взаимодействии с бумагой. Полезно прорисовать весь образ сначала в воздухе, причём с кисточками в руках.
Рисунок – фото учащихся
Перед вами – не «образцы», нарисованные художниками, и не плоды
многолетних тренировок, а первые опыты!
Важное обстоятельство при использовании методики: красивые и зачастую строго симметричные и синхронные движения двумя руками в ходе рисования. На начальном этапе важно предложить детям работу с очень простого сюжета: расставить хаотично пятен, используя обе руки. Затем эти пятна размазать, организуя фон для будущей композиции. После - следует обратиться к более сложным фигурам – изображение деревьев и падающих листьев.
Для работы лучше выбирать художественные материалы с минимальными показателями трения при взаимодействии с бумагой. Хорошо подойдут акварельные краски – обычные «школьные» в пластиковой или картонной коробочке, набор из 6–24 цветов. Так как работа акварелью – это практически работа подкрашенной водой, трение сведено к минимуму. Карандаши подходят гораздо хуже – трение велико даже у карандашей очень высокого качества. Можно попробовать гуашь, но её лучше перед началом работы разводить водой до состояния сливок или густого молока (или до той же акварели). Результат будет хорош, но есть и существенный минус – на подготовку к упражнению может потребоваться больше времени, чем на сам рабочий процесс.
О кисточках: подойдут кисти «белка», «колонок», «пони» или «синтетика» (круглые), лучше №3 или №4. №2 будет уже тонковата, №5 – толстовата, хотя могут проявиться индивидуальные особенности психики: очень аккуратным слушателям даже кисточка №2 может показаться слишком толстой. Кисть №3 является компромиссным вариантом: она даёт возможность рисовать детали и в то же время не позволяет слишком на них сосредотачиваться. Для работы гуашью подойдут также кисти из шерсти козы той же толщины. Ещё одно важное требование: лист бумаги обязательно должен быть хорошо закреплён – скотчем, кнопками к твёрдой основе типа фанерной или пластиковой доски или просто хорошо прижат к столу чем-то тяжёлым – по вашему выбору.
Для новой незнакомой работы должны быть созданы максимально комфортные условия, чтобы дети могли спокойно проявлять потенциальные линии рисуемого образа, а не «гоняться» кисточками за листом бумаги по всему столу. Трение желательно исключить потому, что оно подсознательно воспринимается как сопротивление вашим усилиям.
Полезно прорисовать весь образ сначала в воздухе (в увеличенном масштабе и в том же порядке, в каком вы будете работать на листе), причём с кисточками в руках. Только кисточки при этом по вполне понятной причине должны быть ещё сухими и без краски. Благодаря этому мышцы запоминают все потенциальные линии будущего рисунка, но при этом «не боятся» оценки – в воздухе не видно, насколько ровно/косо вы провели диагонали и насколько (не) аккуратно обвели, скажем, лепестки тюльпана.
Важно! Взгляд при выполнении упражнения направлен в центр образа (при центральной симметрии) или скользит вдоль центральной оси (при вертикальной осевой симметрии).
Рисунок – ход занятия, с применением метода рисования двумя руками
ДУДЛИНГ
Дудлинг – один из стилей современного абстрактного, спонтанного рисования, которым могут заниматься все желающие от мала до велика, — особой подготовки здесь не требуется.
Рекомендации учителю: основу лучше выбирать из плотной бумаги (картон); графические инструменты следует тоже определяем заранее – они должны хорошо скользить по поверхности бумаги и не вызывать трения.
Дудлинг-узоры помогают справиться с монотонией без особого напряжения ума. Это практически оригинальный и малозатратный вариант арт-терапии. Такая свободная техника — это расширение возможностей самовыражения на бумаге, снятие напряжения (для некоторых такой стиль рисования служит средством от бессонницы). Прелесть дудлинга в том, что тут нет никаких правил. В отличие, например, от зентангла, здесь не нужна концентрация на процессе, да и о присутствии сознательности или какого-то волевого начала в таком рисовании вообще не приходится говорить – рука рисует как бы сама по себе.
Рисунок – индивидуальная работа учащегося в технике «дудлинг»
Рисунок – итоговые работы в технике «дудлинг»
Дудлинг подходит всем, но есть несколько рекомендаций, которые на начальных этапах сделают этот творческий процесс более удобным и приятным:
· Бумагу лучше выбирать плотную;
· Выбирайте инструменты, с которыми вам будет удобно и приятно работать.
· Дудлинг не ограничивает: можно рисовать любыми цветами, фломастерами, карандашами, линерами… Время для рисования, минут 15-20.
ЭБРУ
Эбру – это одна из самых необычных техник изобразительного искусства. Овладеть ею может любой человек, даже не имеющий навыков рисования. Суть эбру в формировании рисунка на поверхности специально подготовленной воды, на которую наносятся капли краски. А затем изображение переносится на ткань, керамику или бумагу. Возникает уникальное произведение, повторить которое невозможно.
Технология классического эбру
Рекомендации учителю: основу для рисования можно сделать самостоятельно (1 чайная ложка карагинана (загустителя) на 1 литр воды. Дать настояться раствору 4-6 часов). Также в качестве основы можно брать чистую воду, а вместо специальных красок смешивать масляные краски с растительным маслом.Самый первый этап эбру – подготовка водной поверхности, на которой художник будет создавать рисунки. Вначале подготавливаем соответствующий раствор: в идеале – используем готовый покупной; но такого же результата можно добиться с помощью смешения акрилового лака и канцелярского клея. Наливаем раствор в прямоугольную тару. Затем на 5 минут накрываем бумагой, чтобы исчезли все пузырьки с воздухом (это необходимо делать после каждого рисунка).
Второй этап – создание рисунка. Размешиваем краски (используем специальные или акриловые), берем кисточку, окунаем в краску и буквально стряхиваем ее с кисточки на поверхность воды. Капли краски, попадая на воду, не тонут и не растворяются в ней. Они меняют свои очертания, расплываясь по поверхности. Затем шилом начинаем водить по воде, превращая капли краски в диковинные узоры или цветы. При этом вода является нашим помощником – она гармонично дополняет легкое движение руки.
Самый простой способ создания рисунка – использование гребня. После того как краска разбрызгана по воде, по ее поверхности проводится гребень. В результате получаются необычные цветные узоры.
Еще один вариант – совмещение двух способов. Вначале разбрызгивается краска, затем с помощью гребня создается фон – проводим им по водной поверхности. После этого острие шила окунаем в краску, и капаем ею на фон и формируем из одной или из нескольких капель рисунок.
Третий этап – перенос рисунка с поверхности воды на бумагу. Очень аккуратно кладем на рисунок лист бумаги, ждем 10 секунд, приподнимаем край с помощью шила и снимаем бумагу, опирая ее о бортик тары. Когда картина подсохнет на плоской поверхности, она готова.
Забродина А.В. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечают уроки эстетического цикла, а именно изобразительное искусство. На этих уроках широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно - творческой активности. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей младших школьников необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.
Требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение. ФГОС устанавливает личностные результаты освоения программы начального общего образования. Через эстетическое воспитание формируется уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Поэтому особая роль в становлении современной высоконравственной, творческой личности отводится именно педагогам предметов эстетического цикла.
Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое (креативное) мышление – это один из компонентов функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. ФГОС НОО заявляет функциональную грамотность в составе государственных гарантий качества общего образования.
Нетрадиционные техники рисования, применяемые в рамках внеурочной деятельности, позволяют по-новому взглянуть на содержание занятий. Делают их более интересными и увлекательными, часто формируют положительный отклик у детей.
ТРЕНАЖЕР «МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ»
Систематическая работа с тренажером «Межполушарные связи» способствует развитию познавательных процессов младших школьников.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. При развитии мелкой моторики развиваются височные и лобные доли коры головного мозга, ответственные за высшие психические функции. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта, а нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность. Упражнения на межполушарной доске позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие.
РИСОВАНИЕ ДВУМЯ РУКАМИ
Рисование одновременно двумя руками позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Рекомендации учителю: на начальном этапе важно предложить детям работу с очень простого сюжета: расставить хаотично пятен, используя обе руки. Затем эти пятна размазать, организуя фон для будущей композиции. После - следует обратиться к более сложным фигурам – изображение деревьев и падающих листьев. Для работы лучше выбирать художественные материалы с минимальными показателями трения при взаимодействии с бумагой. Полезно прорисовать весь образ сначала в воздухе, причём с кисточками в руках.
Рисунок – фото учащихся
Перед вами – не «образцы», нарисованные художниками, и не плоды
многолетних тренировок, а первые опыты!
Важное обстоятельство при использовании методики: красивые и зачастую строго симметричные и синхронные движения двумя руками в ходе рисования. На начальном этапе важно предложить детям работу с очень простого сюжета: расставить хаотично пятен, используя обе руки. Затем эти пятна размазать, организуя фон для будущей композиции. После - следует обратиться к более сложным фигурам – изображение деревьев и падающих листьев.
Для работы лучше выбирать художественные материалы с минимальными показателями трения при взаимодействии с бумагой. Хорошо подойдут акварельные краски – обычные «школьные» в пластиковой или картонной коробочке, набор из 6–24 цветов. Так как работа акварелью – это практически работа подкрашенной водой, трение сведено к минимуму. Карандаши подходят гораздо хуже – трение велико даже у карандашей очень высокого качества. Можно попробовать гуашь, но её лучше перед началом работы разводить водой до состояния сливок или густого молока (или до той же акварели). Результат будет хорош, но есть и существенный минус – на подготовку к упражнению может потребоваться больше времени, чем на сам рабочий процесс.
О кисточках: подойдут кисти «белка», «колонок», «пони» или «синтетика» (круглые), лучше №3 или №4. №2 будет уже тонковата, №5 – толстовата, хотя могут проявиться индивидуальные особенности психики: очень аккуратным слушателям даже кисточка №2 может показаться слишком толстой. Кисть №3 является компромиссным вариантом: она даёт возможность рисовать детали и в то же время не позволяет слишком на них сосредотачиваться. Для работы гуашью подойдут также кисти из шерсти козы той же толщины. Ещё одно важное требование: лист бумаги обязательно должен быть хорошо закреплён – скотчем, кнопками к твёрдой основе типа фанерной или пластиковой доски или просто хорошо прижат к столу чем-то тяжёлым – по вашему выбору.
Для новой незнакомой работы должны быть созданы максимально комфортные условия, чтобы дети могли спокойно проявлять потенциальные линии рисуемого образа, а не «гоняться» кисточками за листом бумаги по всему столу. Трение желательно исключить потому, что оно подсознательно воспринимается как сопротивление вашим усилиям.
Полезно прорисовать весь образ сначала в воздухе (в увеличенном масштабе и в том же порядке, в каком вы будете работать на листе), причём с кисточками в руках. Только кисточки при этом по вполне понятной причине должны быть ещё сухими и без краски. Благодаря этому мышцы запоминают все потенциальные линии будущего рисунка, но при этом «не боятся» оценки – в воздухе не видно, насколько ровно/косо вы провели диагонали и насколько (не) аккуратно обвели, скажем, лепестки тюльпана.
Важно! Взгляд при выполнении упражнения направлен в центр образа (при центральной симметрии) или скользит вдоль центральной оси (при вертикальной осевой симметрии).
Рисунок – ход занятия, с применением метода рисования двумя руками
ДУДЛИНГ
Дудлинг – один из стилей современного абстрактного, спонтанного рисования, которым могут заниматься все желающие от мала до велика, — особой подготовки здесь не требуется.
Рекомендации учителю: основу лучше выбирать из плотной бумаги (картон); графические инструменты следует тоже определяем заранее – они должны хорошо скользить по поверхности бумаги и не вызывать трения.
Дудлинг-узоры помогают справиться с монотонией без особого напряжения ума. Это практически оригинальный и малозатратный вариант арт-терапии. Такая свободная техника — это расширение возможностей самовыражения на бумаге, снятие напряжения (для некоторых такой стиль рисования служит средством от бессонницы). Прелесть дудлинга в том, что тут нет никаких правил. В отличие, например, от зентангла, здесь не нужна концентрация на процессе, да и о присутствии сознательности или какого-то волевого начала в таком рисовании вообще не приходится говорить – рука рисует как бы сама по себе.
Рисунок – индивидуальная работа учащегося в технике «дудлинг»
Рисунок – итоговые работы в технике «дудлинг»
Дудлинг подходит всем, но есть несколько рекомендаций, которые на начальных этапах сделают этот творческий процесс более удобным и приятным:
· Бумагу лучше выбирать плотную;
· Выбирайте инструменты, с которыми вам будет удобно и приятно работать.
· Дудлинг не ограничивает: можно рисовать любыми цветами, фломастерами, карандашами, линерами… Время для рисования, минут 15-20.
ЭБРУ
Эбру – это одна из самых необычных техник изобразительного искусства. Овладеть ею может любой человек, даже не имеющий навыков рисования. Суть эбру в формировании рисунка на поверхности специально подготовленной воды, на которую наносятся капли краски. А затем изображение переносится на ткань, керамику или бумагу. Возникает уникальное произведение, повторить которое невозможно.
Технология классического эбру
Рекомендации учителю: основу для рисования можно сделать самостоятельно (1 чайная ложка карагинана (загустителя) на 1 литр воды. Дать настояться раствору 4-6 часов). Также в качестве основы можно брать чистую воду, а вместо специальных красок смешивать масляные краски с растительным маслом.Самый первый этап эбру – подготовка водной поверхности, на которой художник будет создавать рисунки. Вначале подготавливаем соответствующий раствор: в идеале – используем готовый покупной; но такого же результата можно добиться с помощью смешения акрилового лака и канцелярского клея. Наливаем раствор в прямоугольную тару. Затем на 5 минут накрываем бумагой, чтобы исчезли все пузырьки с воздухом (это необходимо делать после каждого рисунка).
Второй этап – создание рисунка. Размешиваем краски (используем специальные или акриловые), берем кисточку, окунаем в краску и буквально стряхиваем ее с кисточки на поверхность воды. Капли краски, попадая на воду, не тонут и не растворяются в ней. Они меняют свои очертания, расплываясь по поверхности. Затем шилом начинаем водить по воде, превращая капли краски в диковинные узоры или цветы. При этом вода является нашим помощником – она гармонично дополняет легкое движение руки.
Самый простой способ создания рисунка – использование гребня. После того как краска разбрызгана по воде, по ее поверхности проводится гребень. В результате получаются необычные цветные узоры.
Еще один вариант – совмещение двух способов. Вначале разбрызгивается краска, затем с помощью гребня создается фон – проводим им по водной поверхности. После этого острие шила окунаем в краску, и капаем ею на фон и формируем из одной или из нескольких капель рисунок.
Третий этап – перенос рисунка с поверхности воды на бумагу. Очень аккуратно кладем на рисунок лист бумаги, ждем 10 секунд, приподнимаем край с помощью шила и снимаем бумагу, опирая ее о бортик тары. Когда картина подсохнет на плоской поверхности, она готова.