Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf
Практическая значимость работы
Использование стопоходящего транспорта может быть актуальным и перспективным направлением при исследовании и освоении новых планет или космических объектов, потому, что на других планетах нет твердой поверхности. Кроме этого, в процессе механического движения неизбежен контакт с частицами пыли, в связи с этим ходовая часть гусеничного и колесного транспорта критично подвержена быстрому абразивному износу и последующей поломки. У стопоходящего транспорта проще и удобнее изолировать основные узлы и механизмы. Особенности конструкции стопоходящего транспорта допускает реконфигурацию механической ходовой части, например, изменение высоты или пропорций «стопы ног», снабдив пневматическим подъемником, расстояние до исследуемой поверхности планеты («дорожный просвет»), плавное смещение центра тяжести конструкции и т.д. Эта функциональность полезна, особенно когда она осуществляется без вмешательства самого человека – хорошее свойство при подъёмах и спусках, а также при преодолении препятствий.Рисунок 1. Стопоходящая машина П. Л. Чебышева [2]
Шагоход – универсальное транспортное средство, так как, в отличие от гусеничного или колесного транспортного средства, шагоход может переступать препятствия. Варианты применения данного стопоходящего транспорта очень разнообразны. В первую очередь можно исследовать поверхности планет Солнечной системы. Возможно и другое применение шагохода, на дне или шлейфа океанов, при этом конструкцию шагохода надо дополнить или доработать: увеличить массу или оснастить балластом, чтобы он мог погружаться на дно, заменить имеющиеся деревянные детали и узлы на другой водонепроницаемый материал, а также исключить возможность попадания воды и влаги в двигатель и аккумуляторный отсек батареи.Проблемы в области транспортостроения
Наземный колесный транспорт обладает преимуществами перед стопоходящим транспортом, но существуют условия среды, при которых эксплуатация колесного транспортного средства становится невыгодной либо невозможна. Поверхность планет солнечной системы имеет специфичные условия окружающей среды, поэтому применение транспорта, который используется на поверхности Земли, становится невозможным. На сегодняшний день в качестве планетоходов используется колесные транспортные средства.Принцип действия стопоходящей машины
Рисунок 2. Лямбда-механизм [2]
Два неподвижных красных шарнира (на рис. 2 №1, 2), три звена имеют одинаковую длину. Незакреплённый серый шарнир маленького ведущего звена (№3) вращается по окружности, при этом ведомый синий шарнир (№4) описывает траекторию, похожую на профиль шляпки белого гриба. Расставим на окружности, по которой равномерно вращается ведущий шарнир, метки через равные промежутки времени и соответствующие им метки на траектории свободного шарнира [2].Модель шагохода
Модель шагохода основывается на лямбда-механизме П. Л. Чебышева, который соединен дополнительными профилями с «ногой» механизма, что делает его ход более плавным. Благодаря этому усовершенствованию шагоход прекратил заваливаться, а движение ног стало более плавным, без рывков. Создание шагохода с четырьмя стопами требует сложных технических расчетов. Поэтому было принято решение сконструировать модель с двумя стопами, но в перспективе ставится задача реализовать 8-ми стопоходящую машину. Снабжение шагохода колесами позволило ускорить движение модели. Каждая ось вращения лямбда-механизма состояло из подшипника, который в несколько раз уменьшал износ ходовой части модели. Ось, расположенная на горизонтальной платформе шагохода, соединяла обе ноги и позволяла им работать в противофазе. Движение шагохода электроприводное с использованием понижающего редуктора. В дальнейшем, реализовать способность стопоходящей машины менять направление и угол поворота, изолировать основные узлы и механизмы, электронные компоненты от попадания частиц пыли и жидкости, а также реализовать ресурсоориентирование транспортного средства на солнечную энергию.Рисунок 3. Действующая модель стопоходящей машины
Результаты исследования
1. Реализация 3D модели стопоходящей машины.Библиографический список
1. III Всероссийская конференция «Юные техники и изобретатели» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://юные-техники.рф/wp-content/uploads/2016/08/SHagohod.doc