Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Дурасова Е.Н. Современные здоровьесберегаюшие технологии в ДОУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Знаменитый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Несомненно, забота о здоровье ребёнка – первостепенная задача воспитателя ДОУ.
Согласно определению ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека». Добиться этого благополучия можно лишь соблюдая здоровый образ жизни, основы которого целесообразно формировать ещё в дошкольном возрасте. Исходя из этого педагоги ДОУ уделяют колоссальное внимание здоровьесберегающим технологиям в своей повседневной практике.
При этом, ключевая цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении заключается в том, чтобы обеспечить действительно высокий уровень здоровья ребёнка через воспитание в нём основ валеологической культуры и формирование ответственного отношения к своему собственному здоровью.
За последнее время сложились две формы оздоровительно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста:
1.       Применение общеразвивающих методов оздоровительной работы.
2.       Приобщение детей к физической культуре и спорту.
Таким образом, педагоги ДОУ стремятся укрепить здоровье детей и сформировать у них востребованность в поддержании своего организма на высоком физическом уровне, иными словами быть всегда в тонусе. При этом, акцент делается на воспитание в детях самостоятельности в поддержании своего организма в хорошей форме.
Вместе с тем, современные здоровьесберегающие технологии подразумевают строгую этапность, включающую в себя совокупность конкретных профессиональных действий на каждом из них. В свою очередь, поэтапность предоставляет возможность воспитателям ДОУ заранее предусмотреть промежуточные и итоговые результаты своей педагогической деятельности и выстроить соответствующую им программу дальнейшего взаимодействия с детьми с тем, чтобы максимально повысить эффективность здоровьесберегающих технологий в своей работе.
В педагогической практике дошкольных учреждений устоялись следующие виды здоровьесберегающих технологий:
1.       Физкультурно – оздоровительный.
2.       Медико – профилактический.
3.       Социально – психологический.
Физкультурно – оздоровительный вид включает в себя технологии, направленные на укрепление здоровья и физического развития ребёнка. Прежде всего это развитие физических способностей детей через двигательную активность, гимнастику, самомассаж, формирование правильной осанки и т. д. На практике реализует технологии этого вида воспитатель ДОУ в специально организованных формах.
Медико – профилактический вид отвечает за поддержание здорового состояния ребёнка под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с установленным медицинским порядком. Данный вид включает в себя организацию мониторинга состояния здоровья ребёнка, составление рекомендаций для оптимизации здоровья детей, контроль и организация питания младших дошкольников, организация процедур закаливания, профилактических мероприятий и контроль за обеспечением всех установленных требований СанПиНов.
Социально – психологический вид подразумевает технологии, направленные на обеспечение положительного эмоционального комфорта детей, позитивного психологического состояния ребёнка в процессе взаимодействия с окружающими людьми – сверстниками и взрослыми, как в стенах дошкольного учреждения, так и дома. При этом, основная нагрузка ложится на педагогов и родителей. Именно от эффективности их совместной работы зависит уровень развития социально-психологического здоровья ребёнка.
Помимо этого, в целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни детей, педагоги ДОУ разработали полноценную систему мероприятий по взаимодействию с родителями дошкольников, а именно:
ü родительские собрания;
ü беседы;
ü консультации;
ü праздничные мероприятия;
ü конкурсы;
ü конференции и т.д.
Вместе с тем, в современных дошкольных учреждениях применяются технологии по следующим направлениям:
1.       Технологии укрепления общего физического состояния: спортивные и подвижные игры; стретчинг (с англ. «stretching» - растягивание. Представляют собой физические упражнения, направленные на развитие гибкости всего тела); динамические паузы; релаксация; ритмопластика; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; ортопедическая гимнастика и т. д.
2.       Дополнительные технологии для приобщения детей к здоровому образу жизни: игротерапия и игротренинги; общеукрепляющие физкультурные занятия; коммуникативные игры; самомассаж и пр.
3.       Коррекционные технологии: логопедическая и фонетическая ритмика; арттерапия; психогимнастика; сказкотерапия.
Таким образом, современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ, безусловно, берут своё начало ещё в прошлом веке. Однако, развитие общества и открытия в науке предоставили педагогам возможность обновить то, что весьма эффективно применялось в годы СССР. Технические новшества позволяют качественно повышать уровень работы с детьми, приобщать их к здоровому образу жизни, выявлять появившиеся проблемы на ранних стадиях и оперативно их разрешать.
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что применение современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ позитивно отражается на состоянии здоровья дошкольников. Они становятся более крепкими, физически развитыми и ответственными детьми, что оставляет надежду на их прекрасное будущее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.       А. М. Сивцова. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / Сивцова А. М. – М.: Методист. – 2007.
2.       В. И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии / Ковалько В. И. – М.: ВАКО. – 2007.
3.       И. М. Новикова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / Новикова И. М. – М.: Мозаика-синтез. – 2010.
4.       М. А. Павлова. Здоровьесберегающая система ДОУ / Павлова М. А., Лысогорская М. В. и др. – Волгоград: Учитель. – 2009.
Дурасова Елена Николаевна: +7 (960)-707-62-24, durasova.lena@mail.ru
2018