Библиографическое описание:
Филимонова Е.А. Конспект внеклассного занятия по литературе "Музейный урок «Поэтизация народной жизни и труда в стихотворении А.В. Кольцова «Косарь»" // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Цели: создать условия для продолжения знакомства обучающихся с произведениями А.В.Кольцова, расширения представления о личности поэта; продолжить работу по изучению теории литературы (эпитет, жанр песни); способствовать формированию у обучающихся навыков поиска информации в различных источниках, анализа лирического стихотворения, способствовать формированию духовно-нравственных ценностей.
Задачи: воспитание в детях интереса и любви к народной культуре; развитие речевой культуры, эмоционального восприятия лирических произведений, образного и аналитического мышления, творческого воображения, внимания и любви к слову.
Место проведения: школьный музей, зал народно-прикладного творчества
Класс: 5
Оборудование: выставка рисунков обучающихся (одежда, русская изба»); аудиозапись стихотворения; видеоролик «Биография А.В.Кольцова»
Ход занятия:
1.Организационный этап.
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Он проходит в школьном музее. А вот почему местом проведения нашего занятия стал музей, вы можете предположить?
2.Подготовка к работе на основном этапе.
-Прежде чем перейти к изучению стихотворения А.Кольцова «Косарь», давайте вспомним жизнь и быт крестьян 19-начала 20 веков, ведь они и являются героями произведения.
Рассказ экскурсовода о том, кто такие крестьяне.
3.Изучение нового материала.
- А вот теперь, когда вы вспомнили о том, кто такие крестьяне, как они жили, чем занимались, посмотрите видеофильм о жизни поэта А.Кольцова.
-Теперь послушаем аудиозапись стихотворения, которое исполняет мастер художественного слова, и подумайте, почему стихотворение называется «Косарь».
4.Проверка первичного восприятия
- Понравилось стихотворение?
-Почему оно так называется?
- Какие чувства вызвало у вас это произведение?
5. Вторичное чтение и анализ
А) Чтение 1 части.
- Обратите внимание на ритмику стихотворения и подумайте, на что оно похоже? (песня)
- Какие средства выразительности напоминают песню? (эпитеты)
- Назовите их
- Что подчеркивает автор, используя в стихотворении эти эпитеты? (отношение героя к родителям)
- Да, ребята, в русском крестьянине было заложено чувство связи со своими предками, почитание их, преклонения перед традициями и обычаями предков.
Б) Чтение 2 части
- Почему отец не отдает Груню замуж за героя? (тот всего лишь косарь)
- А что представляет собой хозяйство и дом косаря? Давайте послушаем экскурсовода и посмотрим экспозицию, представленную в музее.
Слово экскурсовода. Мы вошли в крестьянский дом. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь” или “Помогай бог”. Мы видим красный угол, расписную лавку, стол с самоваром, деревянные игрушки. Почётное место в избе – “красный угол” – находилось по диагонали от печи на солнечной стороне, так, чтобы входящий мог его сразу увидеть, а в нем - иконы или образы святых, свечи, вышитые полотенца. Полочка украшалась вышитыми полотенцами, букетиком вербы. Перед святыми образами горели лампадки. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, работой занимались: плели, шили, вязали, пряли. Печь – душа крестьянского дома! Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Угол перед печью – кухонный, или кутный. Его хозяйкой была женщина. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. У печи стояла кочегарка, ухват, деревянная лопатка, помело. Рядом ступа с пестом и ручная мельница. Около печки – деревянная бочка, лохань, корыто и прочая домашняя утварь. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески.
Ученики рассматривают экспонаты музея
В) Чтение 3 части
- Почему герой уходит из села? Как можно справиться с горем?
- Что значила для крестьян работа?
- Конечно, дети, крестьяне работали скоро, энергично, от рассвета до заката. Отдыхали по воскресеньям и в праздники. Они занимались охотой, ловили рыбу, обрабатывали землю, разводили скот.
Г) Чтение 4 части
- Что описывает автор в этой части?
- Какими эпитетами он рисует степь?
- Какие слова помогают передать отношение героя к степи?
- Почему поэт использует глаголы в повелительном наклонении?
(радость от работы, состояние героя во время работы)
-6. Рефлексия и подведение итогов.
- Какое настроение передает поэт в своем стихотворении?
- Какие слова помогаю ему в этом?
- А как с темой нашего занятия связано посещение нашего школьного музея?
- Среди незаконченных предложений выберите то, которое отражает ваше состояние после проведения занятия и прочитайте его вслух.
На этом наше занятие закончено. До свидания.
Филимонова Е.А. Конспект внеклассного занятия по литературе "Музейный урок «Поэтизация народной жизни и труда в стихотворении А.В. Кольцова «Косарь»" // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Цели: создать условия для продолжения знакомства обучающихся с произведениями А.В.Кольцова, расширения представления о личности поэта; продолжить работу по изучению теории литературы (эпитет, жанр песни); способствовать формированию у обучающихся навыков поиска информации в различных источниках, анализа лирического стихотворения, способствовать формированию духовно-нравственных ценностей.
Задачи: воспитание в детях интереса и любви к народной культуре; развитие речевой культуры, эмоционального восприятия лирических произведений, образного и аналитического мышления, творческого воображения, внимания и любви к слову.
Место проведения: школьный музей, зал народно-прикладного творчества
Класс: 5
Оборудование: выставка рисунков обучающихся (одежда, русская изба»); аудиозапись стихотворения; видеоролик «Биография А.В.Кольцова»
Ход занятия:
1.Организационный этап.
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Он проходит в школьном музее. А вот почему местом проведения нашего занятия стал музей, вы можете предположить?
2.Подготовка к работе на основном этапе.
-Прежде чем перейти к изучению стихотворения А.Кольцова «Косарь», давайте вспомним жизнь и быт крестьян 19-начала 20 веков, ведь они и являются героями произведения.
Рассказ экскурсовода о том, кто такие крестьяне.
3.Изучение нового материала.
- А вот теперь, когда вы вспомнили о том, кто такие крестьяне, как они жили, чем занимались, посмотрите видеофильм о жизни поэта А.Кольцова.
-Теперь послушаем аудиозапись стихотворения, которое исполняет мастер художественного слова, и подумайте, почему стихотворение называется «Косарь».
4.Проверка первичного восприятия
- Понравилось стихотворение?
-Почему оно так называется?
- Какие чувства вызвало у вас это произведение?
5. Вторичное чтение и анализ
А) Чтение 1 части.
- Обратите внимание на ритмику стихотворения и подумайте, на что оно похоже? (песня)
- Какие средства выразительности напоминают песню? (эпитеты)
- Назовите их
- Что подчеркивает автор, используя в стихотворении эти эпитеты? (отношение героя к родителям)
- Да, ребята, в русском крестьянине было заложено чувство связи со своими предками, почитание их, преклонения перед традициями и обычаями предков.
Б) Чтение 2 части
- Почему отец не отдает Груню замуж за героя? (тот всего лишь косарь)
- А что представляет собой хозяйство и дом косаря? Давайте послушаем экскурсовода и посмотрим экспозицию, представленную в музее.
Слово экскурсовода. Мы вошли в крестьянский дом. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь” или “Помогай бог”. Мы видим красный угол, расписную лавку, стол с самоваром, деревянные игрушки. Почётное место в избе – “красный угол” – находилось по диагонали от печи на солнечной стороне, так, чтобы входящий мог его сразу увидеть, а в нем - иконы или образы святых, свечи, вышитые полотенца. Полочка украшалась вышитыми полотенцами, букетиком вербы. Перед святыми образами горели лампадки. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, работой занимались: плели, шили, вязали, пряли. Печь – душа крестьянского дома! Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Угол перед печью – кухонный, или кутный. Его хозяйкой была женщина. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. У печи стояла кочегарка, ухват, деревянная лопатка, помело. Рядом ступа с пестом и ручная мельница. Около печки – деревянная бочка, лохань, корыто и прочая домашняя утварь. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески.
Ученики рассматривают экспонаты музея
В) Чтение 3 части
- Почему герой уходит из села? Как можно справиться с горем?
- Что значила для крестьян работа?
- Конечно, дети, крестьяне работали скоро, энергично, от рассвета до заката. Отдыхали по воскресеньям и в праздники. Они занимались охотой, ловили рыбу, обрабатывали землю, разводили скот.
Г) Чтение 4 части
- Что описывает автор в этой части?
- Какими эпитетами он рисует степь?
- Какие слова помогают передать отношение героя к степи?
- Почему поэт использует глаголы в повелительном наклонении?
(радость от работы, состояние героя во время работы)
-6. Рефлексия и подведение итогов.
- Какое настроение передает поэт в своем стихотворении?
- Какие слова помогаю ему в этом?
- А как с темой нашего занятия связано посещение нашего школьного музея?
- Среди незаконченных предложений выберите то, которое отражает ваше состояние после проведения занятия и прочитайте его вслух.
На этом наше занятие закончено. До свидания.