Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Филимонова Е.А. Конспект внеклассного занятия по литературе "Музейный урок «Поэтизация народной жизни и труда в стихотворении А.В. Кольцова «Косарь»"

Библиографическое описание:
Филимонова Е.А. Конспект внеклассного занятия по литературе "Музейный урок «Поэтизация народной жизни и труда в стихотворении А.В. Кольцова «Косарь»" // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

Цели: создать условия для продолжения знакомства обучающихся с произведениями А.В.Кольцова, расширения представления о личности поэта; продолжить работу по изучению теории литературы (эпитет, жанр песни); способствовать формированию у обучающихся навыков поиска информации в различных источниках, анализа лирического стихотворения, способствовать формированию духовно-нравственных ценностей.

Задачи: воспитание в детях интереса и любви к народной культуре; развитие речевой культуры, эмоционального восприятия лирических произведений, образного и аналитического мышления, творческого воображения, внимания и любви к слову.

Место проведения: школьный музей, зал народно-прикладного творчества

Класс: 5

Оборудование: выставка рисунков обучающихся (одежда, русская изба»); аудиозапись стихотворения; видеоролик «Биография А.В.Кольцова»

Ход занятия:

1.Организационный этап.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Он проходит в школьном музее. А вот почему местом проведения нашего занятия стал музей, вы можете предположить?

2.Подготовка к работе на основном этапе.

-Прежде чем перейти к изучению стихотворения А.Кольцова «Косарь», давайте вспомним жизнь и быт крестьян 19-начала 20 веков, ведь они и являются героями произведения.

Рассказ экскурсовода о том, кто такие крестьяне.

3.Изучение нового материала.

- А вот теперь, когда вы вспомнили о том, кто такие крестьяне, как они жили, чем занимались, посмотрите видеофильм о жизни поэта А.Кольцова.

-Теперь послушаем аудиозапись стихотворения, которое исполняет мастер художественного слова, и подумайте, почему стихотворение называется «Косарь».

4.Проверка первичного восприятия

- Понравилось стихотворение?

-Почему оно так называется?

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

5. Вторичное чтение и анализ

А) Чтение 1 части.

- Обратите внимание на ритмику стихотворения и подумайте, на что оно похоже? (песня)

- Какие средства выразительности напоминают песню? (эпитеты)

- Назовите их

- Что подчеркивает автор, используя в стихотворении эти эпитеты? (отношение героя к родителям)

- Да, ребята, в русском крестьянине было заложено чувство связи со своими предками, почитание их, преклонения перед традициями и обычаями предков.

Б) Чтение 2 части

- Почему отец не отдает Груню замуж за героя? (тот всего лишь косарь)

- А что представляет собой хозяйство и дом косаря? Давайте послушаем экскурсовода и посмотрим экспозицию, представленную в музее.

Слово экскурсовода. Мы вошли в крестьянский дом. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь” или “Помогай бог”. Мы видим красный угол, расписную лавку, стол с самоваром, деревянные игрушки. Почётное место в избе – “красный угол” – находилось по диагонали от печи на солнечной стороне, так, чтобы входящий мог его сразу увидеть, а в нем - иконы или образы святых, свечи, вышитые полотенца. Полочка украшалась вышитыми полотенцами, букетиком вербы. Перед святыми образами горели лампадки. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, работой занимались: плели, шили, вязали, пряли. Печь – душа крестьянского дома! Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Угол перед печью – кухонный, или кутный. Его хозяйкой была женщина. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. У печи стояла кочегарка, ухват, деревянная лопатка, помело. Рядом ступа с пестом и ручная мельница. Около печки – деревянная бочка, лохань, корыто и прочая домашняя утварь. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески.

Ученики рассматривают экспонаты музея

В) Чтение 3 части

- Почему герой уходит из села? Как можно справиться с горем?

- Что значила для крестьян работа?

- Конечно, дети, крестьяне работали скоро, энергично, от рассвета до заката. Отдыхали по воскресеньям и в праздники. Они занимались охотой, ловили рыбу, обрабатывали землю, разводили скот.

Г) Чтение 4 части

- Что описывает автор в этой части?

- Какими эпитетами он рисует степь?

- Какие слова помогают передать отношение героя к степи?

- Почему поэт использует глаголы в повелительном наклонении?

(радость от работы, состояние героя во время работы)

-6. Рефлексия и подведение итогов.

- Какое настроение передает поэт в своем стихотворении?

- Какие слова помогаю ему в этом?

- А как с темой нашего занятия связано посещение нашего школьного музея?

- Среди незаконченных предложений выберите то, которое отражает ваше состояние после проведения занятия и прочитайте его вслух.

На этом наше занятие закончено. До свидания.
2024