НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вороная Е.С., Хлебушкина И.В. Как заинтересовать детей старшего дошкольного возраста игрой в шахматы

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Шахматы – интереснейшая игра с древнейшей историей, популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты. Учёными доказано, что игра в шахматы способствует развитию воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность.
Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Стоит ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы?». Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать: «Да!». Ведь многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в раннем возрасте. Конечно же, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Но для воспитателей и родителей важнее вторая причина раннего знакомства детей с шахматами - это развитие памяти, внимания, воображения и мышления у детей.
Проведя опрос среди детей, воспитателей и родителей старших и подготовительных к школе группах выяснилось, что многие воспитанники практически ничего не знают о шахматах, несмотря на то, что многие из них любят играть в шашки. Я считаю, что необходимо как можно раньше познакомить детей с этой увлекательной и развивающей игрой. Начать можно со знакомства с шахматной доской и фигурами.
Основными источниками информации о зарождении и правилах данной игры являются статьи С. Н. Гультяевой «История возникновения шахмат» на сайте «chessok.net» и «Шахматная доска и фигуры» на сайте «openchess.ru».
Игровые методы обучения детей шахматам подробно раскрыты в книге Сухина И. Г. «Шахматы Для самых маленьких» и мастер – классе по данной теме на сайте «dohcolonoc.ru/master-klasy».
Ознакомление ребят с шахматами рекомендую начать с чтения сказки «Про шаха и шахматы». Из сказки дети узнают о том, что игра в шахматы появилась в Индии, и придумал эту интересную игру для шаха Шеран – Ширхана придворный мудрец.
Далее знакомим своих воспитанников с шахматными фигурами. Чтобы дети лучше запомнили названия фигур, следует поиграть с ними в дидактические игры («Чудесный мешочек», «Приглашение на бал», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Школа», «По росту»), нарисовать шахматные фигуры и предметы – ассоциации, на которые они похожи, создавая «Шахматный альбом». Дома вместе с родителями дети могут изготовить шахматные фигуры из различных материалов.
Выучив названия всех фигур, приступаем к знакомству с шахматной доской, на которой чередуются поля белого и чёрного цветов. Дети должны узнать, что ходить фигуры могут по горизонтали (слева направо), по вертикали (сверху вниз) и по диагонали (наискосок). Также нужно научить воспитанников правильно расставлять шахматные фигуры на доске.
Закрепляя знания о шахматной доске, можно выкладывать на доске линии, по которым двигаются фигуры; играть в игры «Кто быстрее расставит фигуры», «Какой фигуры не хватает», из кубиков двух цветов выкладывать фрагмент шахматной доски; раскрашивать часть листа тетради в клетку, как для игры в шахматы.
В результате проделанной работы дети узнают историю игры в шахматы, выучат фигуры, узнают строение шахматной доски и научатся правильно расставлять фигуры на ней.
Таким образом, можно заинтересовать детей этой интересной, развивающей игрой, вызвать у них желание научиться играть в шахматы.
Фото №1 «Увлекательная игра в шахматы»

Список литературы.

1. Гультяева С. Н. История возникновения шахмат, http://chessok.net/article/5-istoriya-vozniknoveniya-shahmat.html
2. Соколова Л. В. Волшебный мир шахмат - infourok.ru/proekt-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vrzrasta, 2015
3. Мастер – класс по игре в шахматы dohcolonoc.ru/master-klasy/7132-master-klass-po-obucheniyu-igre-v-shakhmaty, 2014
4. Шахматная доска и фигуры, http://www.openchess.ru/pravilaChess.php
2019