Актуальные вопросы начального общего образования

Бородина С. В. Преемственность патриотического воспитания дошкольников и младших школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf

Президент РФ В.В.Путин в своём выступлении на встрече с учителями выпускных классов, отметил, что прививать любовь к Родине значительно важнее, чем сам процесс получения школьниками знаний. «…Получить знания — это непросто. <…>, но это все-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи».

Владимир Путин.

Глава государства, выступая перед воспитанниками образовательного центра для одаренных детей «Сириус» в Сочи отметил, что «..чувства патриотизма передаются у нас из поколения в поколение и объясняют «исполинскую духовную мощь» народа». [5]
Приоритетные направления политики государства напрямую касаются системы образования. Преобразования, которые происходят в последнее время, сопровождаются значительными изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, что постепенно приводит к исчезновению идеалов и к значительной потере духовных ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступила утрата патриотизма как одной из духовных ценностей населения нашей страны.
В связи с этим идея воспитания патриотизма и гражданственности у современных дошкольников и школьников приобретает государственное значение, гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления образования. Актуальность этого вопроса в современных условиях подчеркнута и в специальной программе: государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая утверждена постановлением Правительства РФ .
Патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в образовательных учреждениях в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время. [1]
Важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Дошкольный возраст – благодатный период. В это время формируется эмоциональный аспект патриотического воспитания, на который можно опираться, работая с младшими школьниками.
В современных условиях сложных межэтнических конфликтов, у подрастающего поколения следует воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим достижениям и достойным страницам прошлого, толерантное отношение к людям других национальностей. Такая разнообразная работа проводится в условиях многонационального Поволжского региона и г.Тольятти, где проживают представители нескольких десятков национальностей. В младшем школьном возрасте формируется важная составляющая патриотизма: развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и делать выводы, выражать собственное отношение к происходящему, что служит основой реализации патриотического воспитания обучающихся на начальной ступени образования.
В современной педагогической науке существует несколько ступеней в осуществлении гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
На начальной ступени (дошкольное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности. В контексте системы мероприятий, посвященных празднованию Великой Победы, дети знакомятся с военной символикой, участвуют в акциях военной тематики, поздравляют ветеранов и участников Великой Отечественной войны. Происходит творческое сотрудничество детей и педагогов направленное на формирование сознания ребенка чувственно-эмоциональной сферы.
Следующая ступень – начальное образование. На протяжении ряда лет педагоги начальной школы работают в нескольких направлениях:
1.Историко-краеведческое. Условия нашего города позволяют осуществлять качественную работу в этом направлении. Посещение музеев, выставок встречи с учителями истории. Наиболее эффективными, на наш взгляд, были экскурсии в музей военной техники им. Сахарова (ребята знакомились с военной техникой). Посещение краеведческого музея, где дети знакомились с историей родного края. Встречи с интересными людьми проводились в библиотеке Автограда. Все это способствует развитию интереса, стремление узнать больше о традициях, обычаях, истории своего города, области, страны. Эти мероприятия воспитывают бережное отношение к памятникам истории и культуры родного края.
2.Нравственное направление. Здесь формируется гражданская позиция, моральные качества ребенка, черты характера, толерантность, система ценностей и установок поведения школьника, помогают приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Это направление реализуется в системе учебных и внеурочных мероприятий образовательного учреждения.
Это направление является своеобразным стержнем всей работы, т.к. Тольятти – многонациональный город. В учреждениях образования города обучаются дети нескольких десятков национальностей, к тому же наш город – моногород: ООО АВТОВАЗ – уникальное предприятие, на котором работают люди многих национальностей. Уроки мужества, тематические классные часы помогают вести просветительскую работу и развивать толерантность.
На примере нашего опыта можно сказать, что эффективно проведены мероприятия в МБУ №32. Проведены классные часы на тему: «Моя семья - моя Родина». Учащиеся рассказывали об историческом прошлом своих семей, про трудовые достижения своих династий. В процессе беседы обсуждалось: в каких делах могут участвовать школьники и тем самым приносить пользу людям? «Герои Великой Отечественной войны, чья судьба связана с Самарской областью», ребята рассказывали о подвигах своих родных в боях и тылу.
Вывод, который сделали ученики, был таков: каждый должен постараться сам сделать что-то доброе и нужное для своего города, улицы, двора (встреча с ветеранами войны и труда). Были заслушаны стихи и сочинения ребят первых классов собственного сочинения на военную тематику. Лучшие стихи получили признание на международном литературном конкурсе «Герои Великой Победы». Был проведён урок-игра «Цветок толерантности». Так же в рамках празднования Великой Победы ежегодно проводятся на площадке школы ряд мероприятий патриотической направленности: фестиваль «Катюша», «Моя Россия», фестиваль видео творчества «Улицы Победы», литературно-музыкальная гостиная «Неугасима память поколений», конкурс рисунков «Поклонимся Великим тем годам». Акция по возложению цветов к памятникам «Цветы на граните», «Голубь мира», военно-патриотическая игра «Зарница». На платформе школы МБУ №32 создано движение «Юнармия», и действует в рамках Военно-патриотического направления РДШ, в которое входит множество подразделений.
3.Экологическое направление. Воспитание любви к природе, защите ее от загрязнения – важнейшая национальная задача. Данное направление помогает детям почувствовать свою непосредственную причастность к решению экологических проблем. Так, учащиеся, познавая удивительный мир природы, не могут оставаться равнодушными ко всему живому. В этом им помогают экскурсии, прогулки. Участие в коллективных творческих делах «Операция-кормушка», «Добрые крышечки», беседа-игра «Копилка достижений». Принимают активное участие в школьных акциях: «Добрый друг», экологические десанты, «Давайте делать добрые дела!».
4.Семейное. Утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Наиболее результативными являются формы внеклассной воспитательной работы. Так, в школе были проведены встречи с династиями трудовых поколений, ветеранами труда, с родственниками детей, которые ранее являлись учениками нашей школы. Ребята изучали историю своей семьи, собирали старые фотографии, изучали семейные архивы. Совместно с родителями была проведена акция «Посылка солдату». На базе школы создан «Родительский университет», где проходят заседания и встречи родителей учащихся школы с ведущими психологами города на темы: «Семья и школа», «Ранняя профориентация, выбор профессии» и т.д.
На третьей ступени (основная школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, толерантности, волонтерское движение, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в социальной жизни учащиеся умели защищать свои права и права других людей, а также строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания является патриотизм. Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия дошкольных образовательных учреждений, школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Библиографический список

1.       Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.
2.       Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 http://government.ru/
3.       Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
4.       http://www.kremlin.ru/events/president/news/55114

Бородина С. В.

Преемственность патриотического воспитания дошкольников и младших школьников

Президент РФ В.В.Путин в своём выступлении на встрече с учителями выпускных классов, отметил, что прививать любовь к Родине значительно важнее, чем сам процесс получения школьниками знаний. «…Получить знания — это непросто. <…>, но это все-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи».

Владимир Путин.

Глава государства, выступая перед воспитанниками образовательного центра для одаренных детей «Сириус» в Сочи отметил, что «..чувства патриотизма передаются у нас из поколения в поколение и объясняют «исполинскую духовную мощь» народа». [5]
Приоритетные направления политики государства напрямую касаются системы образования. Преобразования, которые происходят в последнее время, сопровождаются значительными изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, что постепенно приводит к исчезновению идеалов и к значительной потере духовных ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступила утрата патриотизма как одной из духовных ценностей населения нашей страны.
В связи с этим идея воспитания патриотизма и гражданственности у современных дошкольников и школьников приобретает государственное значение, гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления образования. Актуальность этого вопроса в современных условиях подчеркнута и в специальной программе: государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая утверждена постановлением Правительства РФ .
Патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в образовательных учреждениях в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время. [1]
Важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Дошкольный возраст – благодатный период. В это время формируется эмоциональный аспект патриотического воспитания, на который можно опираться, работая с младшими школьниками.
В современных условиях сложных межэтнических конфликтов, у подрастающего поколения следует воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим достижениям и достойным страницам прошлого, толерантное отношение к людям других национальностей. Такая разнообразная работа проводится в условиях многонационального Поволжского региона и г.Тольятти, где проживают представители нескольких десятков национальностей. В младшем школьном возрасте формируется важная составляющая патриотизма: развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и делать выводы, выражать собственное отношение к происходящему, что служит основой реализации патриотического воспитания обучающихся на начальной ступени образования.
В современной педагогической науке существует несколько ступеней в осуществлении гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
На начальной ступени (дошкольное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности. В контексте системы мероприятий, посвященных празднованию Великой Победы, дети знакомятся с военной символикой, участвуют в акциях военной тематики, поздравляют ветеранов и участников Великой Отечественной войны. Происходит творческое сотрудничество детей и педагогов направленное на формирование сознания ребенка чувственно-эмоциональной сферы.
Следующая ступень – начальное образование. На протяжении ряда лет педагоги начальной школы работают в нескольких направлениях:
1.Историко-краеведческое. Условия нашего города позволяют осуществлять качественную работу в этом направлении. Посещение музеев, выставок встречи с учителями истории. Наиболее эффективными, на наш взгляд, были экскурсии в музей военной техники им. Сахарова (ребята знакомились с военной техникой). Посещение краеведческого музея, где дети знакомились с историей родного края. Встречи с интересными людьми проводились в библиотеке Автограда. Все это способствует развитию интереса, стремление узнать больше о традициях, обычаях, истории своего города, области, страны. Эти мероприятия воспитывают бережное отношение к памятникам истории и культуры родного края.
2.Нравственное направление. Здесь формируется гражданская позиция, моральные качества ребенка, черты характера, толерантность, система ценностей и установок поведения школьника, помогают приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Это направление реализуется в системе учебных и внеурочных мероприятий образовательного учреждения.
Это направление является своеобразным стержнем всей работы, т.к. Тольятти – многонациональный город. В учреждениях образования города обучаются дети нескольких десятков национальностей, к тому же наш город – моногород: ООО АВТОВАЗ – уникальное предприятие, на котором работают люди многих национальностей. Уроки мужества, тематические классные часы помогают вести просветительскую работу и развивать толерантность.
На примере нашего опыта можно сказать, что эффективно проведены мероприятия в МБУ №32. Проведены классные часы на тему: «Моя семья - моя Родина». Учащиеся рассказывали об историческом прошлом своих семей, про трудовые достижения своих династий. В процессе беседы обсуждалось: в каких делах могут участвовать школьники и тем самым приносить пользу людям? «Герои Великой Отечественной войны, чья судьба связана с Самарской областью», ребята рассказывали о подвигах своих родных в боях и тылу.
Вывод, который сделали ученики, был таков: каждый должен постараться сам сделать что-то доброе и нужное для своего города, улицы, двора (встреча с ветеранами войны и труда). Были заслушаны стихи и сочинения ребят первых классов собственного сочинения на военную тематику. Лучшие стихи получили признание на международном литературном конкурсе «Герои Великой Победы». Был проведён урок-игра «Цветок толерантности». Так же в рамках празднования Великой Победы ежегодно проводятся на площадке школы ряд мероприятий патриотической направленности: фестиваль «Катюша», «Моя Россия», фестиваль видео творчества «Улицы Победы», литературно-музыкальная гостиная «Неугасима память поколений», конкурс рисунков «Поклонимся Великим тем годам». Акция по возложению цветов к памятникам «Цветы на граните», «Голубь мира», военно-патриотическая игра «Зарница». На платформе школы МБУ №32 создано движение «Юнармия», и действует в рамках Военно-патриотического направления РДШ, в которое входит множество подразделений.
3.Экологическое направление. Воспитание любви к природе, защите ее от загрязнения – важнейшая национальная задача. Данное направление помогает детям почувствовать свою непосредственную причастность к решению экологических проблем. Так, учащиеся, познавая удивительный мир природы, не могут оставаться равнодушными ко всему живому. В этом им помогают экскурсии, прогулки. Участие в коллективных творческих делах «Операция-кормушка», «Добрые крышечки», беседа-игра «Копилка достижений». Принимают активное участие в школьных акциях: «Добрый друг», экологические десанты, «Давайте делать добрые дела!».
4.Семейное. Утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Наиболее результативными являются формы внеклассной воспитательной работы. Так, в школе были проведены встречи с династиями трудовых поколений, ветеранами труда, с родственниками детей, которые ранее являлись учениками нашей школы. Ребята изучали историю своей семьи, собирали старые фотографии, изучали семейные архивы. Совместно с родителями была проведена акция «Посылка солдату». На базе школы создан «Родительский университет», где проходят заседания и встречи родителей учащихся школы с ведущими психологами города на темы: «Семья и школа», «Ранняя профориентация, выбор профессии» и т.д.
На третьей ступени (основная школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, толерантности, волонтерское движение, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в социальной жизни учащиеся умели защищать свои права и права других людей, а также строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания является патриотизм. Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия дошкольных образовательных учреждений, школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Библиографический список

1.       Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.
2.       Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 http://government.ru/
3.       Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
4.       http://www.kremlin.ru/events/president/news/55114
2020