Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Цыганкова С.В., Вигерина Н.С. Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров, в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. В связи с этим поиск эффективных способов сохранения здоровья учащихся является одной из актуальных проблем школьного образования. Возникает необходимость применения в практике учителя начальных классов приемов здоровьесберегающих технологий как средства формирования учебной мотивации. Достижение планируемых результатов предполагает решение задач:

· создать психолого-педагогические условия для эффективного использования форм и методов работы по повышению познавательного интереса, потребности к ведению здорового образа жизни;

· способствовать формированию основных знаний, умений и навыков по вопросам культуры здоровья;

· привлечь внимание учащихся, их родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья;

· введение приёмов и методов здоровьесберегающих технологий по формированию у учащихся знаний, умений и навыков по сохранению здоровья.

Решение данных задач возможно при интеграции содержания уроков русского языка, математики, окружающего мира с темами по здоровьесбережению. Перед первым уроком дети с удовольствием делают под музыку утреннюю зарядку. У ребят при этом формируются ритмические умения и навыки. Отрицательно влияет на здоровье учащихся то, что школьники большую часть урока должны проводить, сидя за партой. Поэтому в течение всего урока учитель не требует от учеников сохранения неподвижной позы. На каждом уроке проводятся 2 физкультминутки. Одна из них направлена на сохранение и укрепление зрения, другая на предупреждение наступления утомления, на снятие умственного напряжения. С поступлением в школу у многих детей ухудшается зрение. Это происходит от длительности нагрузки на глаза. Ученик много времени проводит за чтением книг и за работой в тетради. Для того, чтобы в какой-то степени снизить нагрузку на глаза, на каждом уроке проводится гимнастика для глаз. Педагоги в своей работе используют элементы методики здоровьесбережения В.Базарного. Для смены динамических поз применяют парты с наклонной поверхностью крышки и конторки. Некоторое время урока каждый ученик стоит за конторкой, далее сидит за партой, таким образом, укрепляется позвоночник, сохраняется красивая правильная осанка. Для работы с наглядным материалом используются подвижные «сенсорные кресты». Карточки различные по форме и цвету с заданиями и ответами развешиваются в разных частях класса. Ученики вглядываются в удалённые наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глаз. На протяжении всего урока для снятия усталости педагоги чередуют различные виды учебной деятельности: самостоятельная работа, работа в группах, в парах, работа с учебником. Динамические паузы играют большую роль в здоровьесбережении школьников. На переменах организуют подвижные игры; они снимают статическое напряжение, поднимают настроение у детей, происходит разрядка, что и приводит к увеличению работоспособности школьников. Дети сами предлагают игры, в которые они любят играть.

Во многих семьях недостаточен контроль со стороны взрослых за выполнением детьми правил личной и общественной гигиены, за состоянием здоровья детей. В результате дети плохо приучены к самостоятельному выполнению этих правил, часто болеют. В семье слабо используются доступные общеукрепляющие средства – утренняя гигиеническая гимнастика, динамические паузы во время приготовления домашнего задания, закаливание. Вместе с тем именно эти простые и всем известные приемы укрепляют организм младшего школьника, повышают его устойчивость ко многим заболеваниям.

Задача школы в плане медико-гигиенического просвещения родителей – довести до их сведения, какой объем знаний, умений и навыков необходим учащимся данного возраста по вопросам гигиены и охраны здоровья. Делать это лучше на одном из первых в учебном году родительских собраний классному руководителю или медицинскому работнику школы. Следует как можно чаще напоминать родителям о необходимости постоянно повышать уровень своих знаний о возрастных особенностях ребенка и основных гигиенических нормативах его труда и отдыха. Можно рекомендовать родителям просматривать специальные сайты о здоровьесбережении ребенка. Накануне родительских собраний в классе полезно оформить стенд со статьями о здоровье.

Физическая культура и культурные семейные отношения - это звенья одной цепи, одно целое. Семейные совместные занятия физкультурой и спортом укрепляют силы «внутреннего притяжения», увеличивают «потенциал доверия» семьи. Физическая культура, спорт и семья - это не просто мир, который раскрепощает детей, уменьшает дефицит их общения c родителями, но и по мнению педагогов, прививает иммунитет против вредных привычек. В занятиях физкультурой родители всегда были и будут образцом для своего ребенка. Совместный досуг в значительной мере поможет распределить семейные обязанности, где можно применить принцип «вместе работаем - вместе отдыхаем».

Школа должна сохранить здоровье учащихся не только на то время, когда дети учатся в школе, но и привить им необходимость вести здоровый образ жизни и по окончании школы, ведь дальнейшая успешная жизнь невозможна без достаточного уровня здоровья. В нашей стране здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека. Но если мы личным примером будем показывать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно верить, что будущее поколение будет более развитым и здоровым не только интеллектуально, личностно, духовно, но и физически. И учитель, прежде всего, должен быть примером для подражания, а значит быть здоровым. Тогда всё получится.

Библиографический список1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

2.Кукушин В.С. Теория и методика обучения.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474с.

3.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе. Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. /Е.А.Менчинская. – М.: Вентана – Граф, 2008.- 112с. – (Педагогическая мастерская).
2022