Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Меркурьева М.Д. Школьный проект «stART» как средство эстетического воспитания

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Одной из главных проблем современного образования становится кризис духовно-нравственного воспитания. В последние годы возрос интерес к формированию всесторонне развитой, духовно богатой личности. На наш взгляд, основной проблемой в аксиологическом сознании подростка является несформированность культурно-эстетического аспекта личности, низкий уровень осведомленности учащихся в национальном культурном наследии: в объектах архитектуры, скульптуры, живописи и других видах художественного творчества.
На базе МБОУ “Лицей №44” г. Чебоксары был создан проект “stART”, направленный на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся посредством искусства. Это своеобразная стартовая площадка на пути к формированию ценностного мира ребёнка. Целевой группой проекта стала параллель 5 классов. Выбор учащихся этого возраста обусловлен тем, что именно в 10-12 лет начинает зарождаться мотив самообразования, самоидентификации. Поэтому особенно важно в этом возрасте направить ребёнка, создать образовательную и духовно-нравственную среду, опираясь на моральные нормы и нравственные идеалы. В этот период ребенок начинает ориентироваться в мире, поэтому педагоги, родители, старшие друзья должны помочь ребенку получить как можно больше позитивных примеров для дальнейшего формирования социально-значимой личности.
Проект строится на принципе историзма, сочетающийся с постоянным обращением к прошлому, настоящему объекта культуры; принципе интеграции как способе объединения средств искусства в образовательном процессе.
Первым этапом создания проекта стал опрос, проводившийся среди учеников начальной школы, будущих потенциальных участников проекта. Цель опроса – выявить уровень осведомленности и информированности в вопросах культурно-образовательного пространства города, оценить важность создания подобного проекта и степень заинтересованности учащихся. Проведенное исследование показало, что 93% обучающихся проявили интерес к участию в проекте “stART”. Кроме того, опрос помог определить круг вопросов, ответы на которые необходимо было дать участникам в ходе реализации проекта.
На втором этапе возникла необходимость в создании паспорта проекта, обсуждении образовательного маршрута, анализе ресурсов. В проекте согласились принять участие ряд культурно-образовательных учреждений города.
Школьный проект “stART” состоит из теоретических и практических занятий. Вводный урок, беседа по основам этикета, история искусства составляют теоретический блок проекта, локализованный в стенах школы и проводимый учителями-организаторами. Практический блок занятий проводится при содействии работников учреждений культуры, педагогов-тьютеров, экскурсоводов, артистов театров.
В проекте используются как традиционные формы и методы обучения и воспитания, так и нетрадиционные:
- посещение театральных постановок, выставок, тематических экскурсий;
- просмотр и обсуждение спектаклей разного жанра и формата;
- использование сюжетно-ролевых игр, упражнений, импровизаций, относящихся к театральному искусству;
- изготовление макетов декораций и афиш, написание сочинений и рецензий, создание рисунков в разнообразных техниках.
Необходимым условием реализации проекта стало взаимодействие ученика, родителя и педагога, поскольку партнерство семьи и школы – основное направление в воспитании ребёнка. Поэтому родители учеников вовлечены во все мероприятия, организуемые в рамках проекта, и имеют возможность посещения, обсуждения, участия во всех культурно-образовательных событиях проекта.
Содержание программы проекта включает в себя тематические блоки, которые составляют как теоретические, так и практические занятия. К примеру, тематический блок “Музыка души” состоит из вводной лекции по истории музыки от преподавателя Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, мастер-класса по игре на инструментах от артистов Чувашского государственного театра оперы и балета, посещения музыкального образовательного концерта «Музыка души» Чебоксарской муниципальной певческой капеллы «Классика». По итогам занятий учащиеся составляют презентации на тему “Музыка моей души”, куда включают фотографии, впечатления и творческие размышления.
Насыщенным на события становится блок, посвящённый театральному искусству, куда входят цикл уроков и разработка памяток по театральному этикету, посещение детского спектакля “Мымрёнок” от Чувашского государственного театра юного зрителя им. М. Сеспеля, семейный конкурс «Тайны юного театрала, или беседы с Маэстро», мастер-класс по мастерству публичного выступления от ведущего актёра Государственного русского драматического театра г. Чебоксары. Итоговыми продуктами этого блока проекта становятся выпуск театральных афиш, составление сборника рецензий на просмотренный спектакль, работа над костюмами и декорациями, участие в школьной театральной постановке, посвящённой Новому году.
Важной частью проекта является этап рефлексии участников. Каждый из учащихся в течение всего срока реализации проекта ведёт дневник “stART up” (“Движение вверх”), где отмечает дату, название и форму мероприятия, высказывает мнение относительно пройденного события, вклеивает фотографию или создаёт рисунок. Дневник позволяет отслеживать индивидуальный маршрут развития, оценивать достижения как родителям и педагогам, так и самим участникам проекта.
Формы и способы реализации проекта могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Но главным ожидаемым результатом проекта является пробуждение духовного потенциала личности. Школьный проект “stART” ставит во главу угла систему духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе исторического, культурного развития страны, города. Проект помогает учащимся выработать критерии нравственных приоритетов, формирует понимание таких понятий, как красота, добро, совесть, мир и любовь посредством искусства.

Библиографический список

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
2017