Исследовательская и проектная деятельность

Клыпина Я. В. Формирование творческого потенциала личности учителя и ученика с помощью проектной деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf


В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося; обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Наверняка, такие вопросы: как сделать так, чтобы интерес учащихся к предмету сохранялся с первого до последнего урока? Как на уроке создать атмосферу творчества? Как сделать так, чтобы учиться было интересно каждому ученику?; задавали себе многие учителя. Ответ простой: увлечь, например, творчеством.
В настоящее время основная задача учителя заключается в организации учебной деятельность таким образом, чтобы материал запоминался тогда, когда учащийся занят непосредственно материалом, а не его зазубриванием. Для того чтобы дети учились, их нужно повернуть лицом к себе, сделать каждого учащегося активным участником учебного процесса. Большую помощь в этом оказывают создание творческих проектов.
Метод проектов составляет основу проектного обучения. Создание проектов – это и средство реализации деятельностного метода обучения. В процессе создания проектов обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
Использование метода проектной деятельности приводит к повышению мотивации обучающихся к изучению предмета, стимулированию их познавательной активности и творческих способностей. Увлеченность происходящими действиями, позитивный настрой учеников мотивируют и педагога, позволяя надолго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
Этапы работы над проектом, т.е. пять «П»:
1.       Проблема. Определение цели и задач проекта. Объясните ученику особенности проекта.
2.       Проектирование. Планирование работы над проектом.
3.       Поиск. Поиск и систематизация информации по выбранной теме. Помогите структурировать проектную работу.
4.       Продукт. Оформление и наполнение проекта. Ознакомьте учащегося с требованиями к оформлению проекта.
5.       Презентация. Подготовьте со школьником текст для защиты проекта.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации, список литературы и т.д.
Самое главное в проекте – создать полезный продукт, когда ученик и учитель решают личностно-значимые и социально-актуальные проблемы.
Внешний результат (продукт) – это средство решения той проблемы, которая и стала причиной реализации проекта.
Внутренний результат проекта – это успешный опыт деятельности, опыт решения проблемы проекта, приобретенные и использованные знания и умения, принятые учеником ценности.
Метод проектов – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Ниже приведены несколько творческих проектов, созданные моими учениками.
1.       Например, чтобы ученик научился писать на иностранном языке, прежде всего, необходимо научиться писать буквы. Закрепить знание английского алфавита и активной лексики по теме «Алфавит» можно в рамках творческого проекта, в котором с радостью принимают участие учащиеся 2 класса (Приложение 1).
2.       Создание лэпбука – творческий процесс, который ребятам очень нравится. Независимо от возраста, учащиеся с удовольствием создают свои собственные интерактивные тетрадки. Лэпбук (lapbook), как можно заметить из названия – слово английское (lap–колено, book–книга), пришло к нам из Америки. Это интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. Несмотря на простоту и игровую форму, в ней содержится очень много полезной информации. Лэпбук всегда под рукой, ребята всегда могут повторить изученные темы с помощью интересных заданий, картинок и карточек. В приложении представлены работы учащихся 2 и 4 классов соответственно (Приложение 2) (Приложение 3).
3.       Учащиеся 4 класса, с удовольствием пишут письма друг другу, рассказывая о своих планах, о школе, о любимом времяпровождении. Данная форма работы позволяет закрепить грамматические навыки, не забывая про выражение творческих способностей ребенка (Приложение 4).
4.       Начиная изучать английский язык в начальной школе, после того, как учащиеся проходят алфавит, они встречаются с множеством правил чтения, которые достаточно сложно запомнить, и, ученицы 6 класса, вспоминая те трудности, с которыми столкнулись они, хотели бы помочь, ученикам начальной школы запомнить правила чтения используя интересную форму. Ребята решили выполнить творческий проект по теме «Флэш-карточки, как помощники при изучении правил чтения в английском языке» (Приложение 5).
Хотелось бы закончить данную статью словами английского философа Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Библиографический список
1.       Peter Watcyn-Jones. Grammar games and activities: the book for teachers / Peter Watcyn-Jones. – Penguin Books, 1995. – 185 с.02
2.       Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: Из опыта работы: пособие для учителя / М.Ф. Стронин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
3.       Метод проектов как педагогическая технология [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/U5kPL (дата обращения: 15.02.2020).


Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

2021