Родионова И.В. Обогащение словарного запаса как одно из условий эффективной коммуникации детей дошкольного возраста
Библиографическое описание: Родионова И.В. Обогащение словарного запаса как одно из условий эффективной коммуникации детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его личности, наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения в культуру, условие саморазвития, способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
Работа по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста осуществляется во всех видах деятельности в дошкольном образовательном учреждении, но при этом деятельности по развитию речи принадлежит ведущая роль. Одной из педагогических технологий, отвечающей запросу современного образования является технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста. Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста направлена на достижение таких целей, как обогащение лексики ребенка, овладение ребенком смысловой стороны слова, развитие умения использовать разнообразные лексические средства в соответствии с контекстом и речевой ситуацией.
Проблемой обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Л.А.Пеньевская, В.И.Логинова, В.В.Гербова, А.П.Иваненко, В.И.Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.
В отечественной методике развития речи задачи обогащения лексического запаса дошкольников в детском саду были определены в трудах Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьевой, М.М.Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:
Обогащение лексического запаса – это усвоение новых, ранее неизвестных ребенком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение лексического запаса происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Обогащать лексический запас – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарными понятиями. Переход к обобщениям возможен только тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.
Важным условием обогащения лексического запаса дошкольников является выбор эффективных, целесообразных педагогических технологий, а также форм осуществления данной работы педагогами. Одной из таких технологий является технология обогащениялексического запаса детей дошкольного возраста(авторы: С.Е.Анфисова, Т.Н.Сеннова, Л.А.Малафеева), которая представляет собой поэтапное построение деятельности педагога и ребенка, в ходе которой происходит интенсивное обогащение лексического запаса ребенка семантическими полями слов.
Предлагаю рассмотреть в рамках данной технологии содержание совместной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
Развивать монологическую речь детей (речь-рассуждение; речь-доказательство).
Расширять и активизировать словарь по теме.
Развивать логическое мышление.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Профессии».
Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.
Чтение стихов, загадок и чтение художественной литературы о профессиях.
Дидактические и сюжетно-ролевые игры по теме.
Работа с родителями:
Оформление выставки рисунков.
Подбор фотографий различных профессий для демонстрации на фоторамке.
Подобрать стихи, пословицы, загадки и рассказы о профессиях.
Материал и оборудование: глобус; презентация «Профессии»; картинки с изображением профессий; картинки с изображением различных зданий; мяч; настольно – печатная игра «Кому что нужно для работы»; схема «Составления описательного рассказа о профессиях людей»; карандаши и фломастеры; большой ватман; карточки с домашним заданием по количеству детей.
Прогнозируемые результаты:
Дети понимают значимость профессии в жизни людей.
Воспитывается уважение к результатам труда людей разных профессий.
У детей развивается монологическая речь (речь-рассуждение; речь-доказательство).
Расширятся и активизируется словарь по теме.
Развивается логическое мышление.
Ход:
Приветствие:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
I этап ознакомительный
Беседа. На столе стоит глобус.
Воспитатель: (обращает внимание детей на глобус) Что это ребята?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Правильно! Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Ребята посмотрите на глобус, покажите, где находится Россия.
Воспитатель: Что можно сказать о нашей стране?
Дети: Красивая, большая, великая
Воспитатель: Великая необъятная и богатая, наша Россия! Кто делает нашу страну красивой, богатой?
Дети: Люди, которые живут в России.
Воспитатель: Правильно, люди труда, люди разных профессий. А что такое профессия?
Дети: Это занятие человека, его труд.
Воспитатель:Значение слова «Профессия» в Энциклопедическом словаре:
Профессия - (лат. рrоfеssiо - от рrоfitеоr - объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы получить профессию?
Дети: Хорошо учиться, много знать и уметь, закончить школу, университет.
II этап ориентации-осмысления
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас уже думал над тем, кем бы он хотел стать в будущем? Все вы станете взрослыми, обретете какую-нибудь профессию, по которой будете работать. Сегодня, я предлагаю вам отправится в путешествие в страну «Профессий». Посмотрите презентацию и вспомните, какие бывают профессии.
Игра «Назови, кто это?» (презентация «Профессии»)
III этап организации
Воспитатель: Назовите, что делает человек этой профессии (по картинкам)
Воспитатель: Ребята, подумайте, какими качествами должны обладать люди этих профессий. Я буду бросать мяч, называть профессию, а вы называйте качества человека данной профессии.
Игра «Скажи какой?» (игра с мячом, дети стоят в кругу)
Воспитатель: Молодцы ребята! У каждой профессии есть свои инструменты, т.е. специальные предметы, которые необходимы для выполнения своей профессиональной деятельности. Дети выберите, пожалуйста, предметы, назовите, кому они нужны и разложите возле картинок с профессиями.
Физминутка “Кровельщик”
То не град, то не гром - (Дети встают в круг, изображают удары молотком, тянутся на носочках, подняв руки вверх)
Кровельщик на крыше.
Бьет он громко молотком - (Изображают удары молотком)
Вся округа слышит. (Закрывают уши руками)
Он железом кроет дом, (Изображают удары молотком)
Чтобы сухо было в нем (Наклоняются, достают носки руками.)
Воспитатель: - Что может показать окружающим наше лицо? Выберите картинку человека любой профессии и скажите, какое у него настроение:
Игра «Назови и покажи настроение» (дети выбирают картинку, называют и показывают состояние человека: учитель - радостный, пожарник - усталый, музыкант - печальный, продавец - огорченный, балерина - удивленная,…)
IV этап применения
Воспитатель: - Хорошо справились. Молодцы! Сейчас предлагаю вам составить рассказ о профессии. На столах лежат картинки с изображением людей разных профессий. Разделитесь, пожалуйста на пары, договоритесь друг с другом, выберите профессию, затем пройдите за столы и составьте рассказ. Договоритесь, кто начнет, а кто продолжит рассказ. Чтобы рассказ получился полным, используйте план- схему. Давайте вспомним рисунки-обозначения на схеме:
1.Название профессии.
2. Рука - что делает человек данной профессии.
3. Геометрические фигуры - какие предметы нужны ему для работы.
4.Сердце - какими качествами должен обладать человек данной профессии.
Образец рассказа: Парикмахер. Он подстригает волосы и делает красивые модные прически людям. Для работы ему нужны инструменты: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Парикмахер должен быть внимательным, вежливым, аккуратным, тактичным.
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравились ваши рассказы.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы построить город будущего? Подумайте, каким должен быть город? Какие здания и какие профессии могли бы пригодиться в этом городе? Какие профессии могли бы выбрать мальчики, а какие только девочки?
Дети создают город будущего (дети подходят к столу, где лежит лист ватмана, наклеивают картинки, зарисовывают)
Воспитатель: А как мы назовем наш город? Что больше всего вам понравилось в этом городе? Вы хотели бы жить в таком городе?
Игра «Что будет, если...»
(Цель: понимание значимости профессий в жизни людей; рассуждения о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий)
Воспитатель: Что будет, если не будет в городе человека этой профессии?
Воспитатель: Молодцы! Красивый город! Значит, мы потрудились на славу. Я благодарю всех за ваш труд и активность.
Домашнее задание для детей:
Воспитатель: Ребята, выберите карточки с домашним заданием (подобрать стихи о профессии; пословицы о профессии; картинки о профессии; загадки о профессии; фотографии о профессии).
Воспитатель: Мы потом оформим альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста способствует накоплению и уточнению представлений детей, формированию у них понятий, развитию мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Обогащенный лексический запас дошкольников является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития, что способствует эффективной коммуникации детей.
Библиографический список
1. Анфисова, С.Е. Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (на примере природоведческого словаря): учеб.-метод. пособие / С.Е. Анфисова, Т.Н. Сеннова, Л.А. Малафеева; под ред. С.Е. Анфисовой. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. – 88 с.
2. Анфисова, С.Е. Технология организации речевой социализации ребенка дошкольного возраста / С.Е. Анфисова, Л.А. Малафеева, Т.Н. Сеннова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сборник науч. статей: в 2 ч. / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2011. – Вып. 9. – Ч. 2. – 342 с. – С. 78–85.