НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Танких С. Н. Реализация возможностей одарённых детей через организацию научно-исследовательской деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


В статье автор делится опытом реализации образовательного проекта в школе и новыми подходами в школьном образовании, способствующими успешному освоению предметов и развитию интереса к научной деятельности.
Химия — удивительная и прекрасная наука. Химией готовы заниматься школьники, которые смогли влюбиться в этот предмет. Но в современной системе образования этому предмету незаслуженно уделяется слишком мало внимания. Кроме «Всероссийского химического диктанта» в нашей стране нет общегосударственных мероприятий, возбуждающих и развивающих интерес у учащихся к познанию химии. Из-за плохого изучения химии в школе многие работники телевидения и сотрудники газет и журналов сами плохо понимают азы современной химии и поэтому ошибочно излагают ее достижения и проблемы. Но с введением ФГОС ООО и ФГОС СОО ситуация меняется.
Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования определены в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» Федерального Закона об образовании в Российской Федерации. Характер образования- гуманистический, главным является - приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности [2].
Статья 75. «Дополнительное образование детей и взрослых» определяет цели дополнительного образования. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [2].
В МБУ «Школа с углубленным изучение предметов №70» г.о. Тольятти в рамках проекта «Одарённый ребёнок» мной, как учителем химии реализуется проект «Организация научно-исследовательской деятельности как возможность саморазвития и самореализации обучающихся».
Основная педагогическая и воспитательная задача проекта: повысить познавательную активность учащихся, способствовать успешному развитию одарённых детей посредством вовлечения в исследовательскую деятельность, формировать патриотизм и гражданственность у взрослеющей личности через постижение роли и места науки в Российском обществе и культуре.
В основе реализации проекта «Организация научно-исследовательской деятельности как возможность саморазвития и самореализации обучающихся» лежат программы дополнительного образования для детей среднего и старшего школьного возраста; «Занимательно о сложной химии» 8 класс, «Биохимия» 9-10 класс, «Сложные вопросы общей химии» 11 класс.
Химия является одним из ключевых предметов современной школы. Химия способствует формированию общенаучной картины мира и обогащает духовный мир человека. Повышая роль и значение химии можно решить очень многие проблемы человечества, возникшие на современном этапе развития общества. Современная химия формирует новое поколение, которое понимает ценность жизни, место человека в природе. Поколение, способное искать пути решения экологических, продовольственных, энергетических и других проблем человечества.
Основные этапы реализации проекта:
Первый этап – выявление одарённых учащихся посредством организации научно-исследовательской и проектной деятельности;
Второй этап – сопровождение высокомотивированных учащихся в предметных конкурсах и предметных олимпиадах;
Третий этап – поддержка одарённых учащихся путём реализации индивидуальных образовательных программ с привлечением преподавателей высших учебных заведений.
Реализацию индивидуальной образовательной программы можно разделить на 6 этапов.
1.            Выявление серьёзности намерений, жизненных целей, амбиций и общего уровня развития, обучающегося;
2.            Определение необходимых для реализации работы областей знаний;
3.            Выстраивание плана работы, формирование целей и задач;
4.            Образовательное картографирование;
5.            Выполнение исследовательской работы;
6.            Рефлексия в виде отчётов, докладов, семинаров. Поиск путей совершенствования.
Увидеть одарённого ребёнка очень сложно. Очень важно уметь вовремя определить одарённость и дать возможность раскрыться в полной мере.
В основе методики моей работы с одарёнными детьми при реализации проекта лежит системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС. Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Технологии реализации системно-деятельностного подхода:
1. Проектные технологии;
2. Технология развития критического мышления;
3. Технология проблемного обучения;
4. Информационно-коммуникативные технологии;
5. Технологии ТРИЗ
6. Технология тьютерства.
Согласно Конфуцию – «Учитель и ученик растут вместе… Обучение – наполовину учение». Поэтому одной из самых продуктивных технологий, помогающих в реализации научно-исследовательской и проектной деятельности на самых первых стадиях является «технология тьютерства».
Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного, который знает, как сделать, и новенького. Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство (перенос опыта) является свободное нерегламентированное общение. Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский сформулировал принцип: «Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное — усваивать, тому, кто усвоил — обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя».
Факты возрождения системы обучения и воспитания, основанной на сотрудничестве обучаемых, мы встречаем в самых разных культурах во все времена. Принцип сотрудничества учеников в процессе обучения был одним из четырех Великих принципов конфуцианской педагогики, утверждавшей, что «если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны».
Главная задача наставника в исследовательском образовании – формирование «исследовательского поведения научного типа». Важной задачей тьютора является активизация знаний ребёнка для применения их на практике, необходимость получения новых знаний, несмотря на то, что это требует от него больших усилий, чем освоение школьной программы. Известно, что дети, которые начинают заниматься научно-исследовательской работой в школе более серьёзно относятся к обучению в высшем учебном заведении и успешно входят во «взрослую науку». Поэтому важной становится проблема поиска научного наставника, способного осуществить научное сопровождение [1].
1.       Тьютор – преподаватель высшей школы;
2.       Тьютор – учитель;
Обучающиеся так же могут выступать в роли тьюторов. Поэтому в процессе обучения происходит формирование группы тьюторов-консультантов (в каждом классе). Работает мастерская тьюторства – где происходит консультирование (деление опытом старших и младших тьютеров).
Тьюторы-консультанты в зависимости от класса могут быть постоянными или меняться из урока в урок;
Работа тьюторов-консультантов (обучающихся) позволяет осуществить: свободный обмен мнениями в детском коллективе, воспитывающий творческую независимость. Данную технологию можно использовать на различных этапах урока, используя разнообразные формы организации. Тьюторство – одна из форм современных педагогических технологий, которая позволяет реализовать одну из ключевых компетенций современной школы – научить учиться!!! И после того как мы научились, мы можем презентовать свои знания.
Уровни презентации знаний: школьный, муниципальный, региональный, всероссийский, международный.
Школьный уровень даёт старт развитию интеллектуальных и исследовательских способностей учащихся - это участие в школьной НПК, школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников, онлайн – этапах олимпиад школьников из перечня олимпиад.
1. Школьная НПК (ежегодно для учащихся 10-11 классов);
2. Программа «Одарённый ребёнок»;
3. Экологическая школа;
4. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников;
5. Онлайн – этапы олимпиад школьников из перечня;
Муниципальный уровень предоставляет большие возможности для самореализации школьников.
1. Конкурс инновационных научно-исследовательских и творческих проектов «Окружающая среда. Техносфера. Безопасность.», организуемый ТГУ;
2. Конкурс инновационных научно-исследовательских и творческих проектов «Projectshow «Technological-City», организуемый ТГУ;
3. Конкурс «Лучший ученик по химии», проходящий под руководством Центра дополнительного образования детей «Новатор»;
4. Муниципальный этап конкурса «Взлёт», проводимый ТГУ;
5. Конкурс научно-исследовательских проектов «Эколог 21 века», ГЦИР;
6. Региональный этап форума научной молодёжи «Шаг в будущее», ГЦИР.
Региональный уровень позволяет ребятам подняться ещё на одну ступеньку выше.
1. Региональная научно-практическая конференция среди студентов образовательных организаций и учащихся школ «Химия вокруг нас», ТХТК;
2. Открытый региональный конкурс научно-исследовательских проектов обучающихся образовательных проектов по отдельным предметным областям имени К.К. Грота, СИПКРО;
3. Региональный этап конкурса «Взлёт», СамГТУ;
4. «Высший пилотаж-Тольятти», организуемый «Общеобразовательным центром «Школа», который является базовой школой Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
5. Открытый межрегиональный экологический фестиваль «ДРЕВО ЖИЗНИ» ФГБУ «Жигулёвский государственный природный биосферный заповедник имени И.И. Спрыгина»;
6. Олимпиада имени Н.Н.Семёнова, Самарский региональный центр для одарённых детей;
Всероссийский уровень даёт уникальную возможность общения с российскими учёными мирового уровня. Это прежде всего Всероссийский форум научной молодёжи «Шаг в будущее», г. Москва.
Исследовательская деятельность позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, получить удовлетворение от проведённой работы и полученного результата, и поэтому она является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Одарённые дети в г.о.Тольятти имеют возможность получить общественное признание и становятся стипендиатами городской благотворительной программы им. И. А. Красюка ПАО «КУЙБЫШЕВАЗОТ» и ГБФ «ФОНД ТОЛЬЯТТИ» за выдающиеся успехи в изучении химии. Учащиеся нашей школы неоднократно становились стипендиатами, это: Слюнин А. (11 класс), Чернов М. (11 класс), Кондратьева А. (11 класс), Макарова Ксения (10 класс) в 2016 году, Куськин Н. (10 класс), Шестерина А. (10 класс) в 2018 году, Авдеев Р. (9 класс) в 2019 году.
Перспективность проекта заключается в том, что обучение химии в профильных классах — это подготовка химически и экологически грамотной личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности. Личности, которая строит свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среду. Личности, которая обладает эволюционным и экологическими стилями мышления, экологической культурой. Реализация проекта позволяет учащимся приобрести навыки самостоятельного поиска и овладения знаниями. Данные навыки формируются во время работы с различными источниками информации специальной литературой, справочными пособиями. Формирование исследовательских навыков происходит при постановке исследовательских опытов, реализации научно-исследовательских проектов. Научно-исследовательская деятельность обучающихся – это такую деятельность, при которой они сами решают какую-то актуальную проблему под руководством педагога или научного руководителя, исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом.
Развитие новых технологий, интеграция наук, развитие химического производства, экологические проблемы поставили химическую компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений. Поэтому развитие компетентности выпускника в этой отрасли знаний является одним из важнейших направлений работы современной школы для решения проблемы обучения химии.
Данный проект – важная часть большой работы по организации социально-значимой деятельности учащихся. Его реализация дает перспективу для дальнейшей успешной работы в школе по вовлечению одарённых детей в научно- исследовательскую деятельность.

Библиографический список

1. Белова. О.В. Социализация школьников через научно-исследовательскую деятельность. Сборник трудов Российской научно-методической конференции «Научно-исследовательская социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»/ Под редакцией И.П. Рябенко. М: НТА АПФН, 2016. 92 с.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), статья 3, статья 75.
2020