НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Александрова И.И. Создание условий для социального развития детей в ДОУ

Библиографическое описание:

Александрова И.И. Создание условий для социального развития детей в ДОУ // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей. Сможет ли найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Социализация - понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, имеющее междисциплинарный статус, и в связи с этим его содержание не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик).

Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, компьютеризация всех сфер жизни и т.д.), так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.

К основным особенностям современной социализации подрастающего поколения можно отнести следующие:

· длительность протекания (по сравнению с предшествующими периодами), что связано, прежде всего, с изменением статуса детства;

· гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;

· появление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего члена общества;

· стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций (Алиева Т., Кудрявцев В.)

Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества - обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Чтобы определить, что вкладывается в это понятие, необходимо обратиться к более развернутому описанию сущности названного процесса.

Во-первых, социализация - это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.

Данные составляющие не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу. С другой - в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственно`

позиции, неповторимой индивидуальности.

Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию.

Однако если процесс социализации личности привычен для образовательных учреждений и освоен ими, то процессе индивидуализации для многих из них нов и сложен, так как, не имея специфических задач развития индивидуальности, на практике чаще всего проявляется тяготение к развитию социальности. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка — актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих ее решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации.

Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Изучая опыт экспериментальной деятельности, мы узнали, что в качестве основных задач приобщения дошкольников к детской субкультуре можно выделить следующие:

- развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;

-расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

- формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

В ходе решения первой и второй задач целенаправленно создаются условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разных возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Используются следующие формы работы:

- презентации жизни детской группы («Новогодние фантазии», «Давайте познакомимся», «В гостях у сказки» и др.), презентации как личных, так и семейных коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения;

- выставки - авторские («Моя любимая книга», «Моя любимая игрушка», «Мое хобби», «Мои достижения», «Семейные увлечения» и др.) и тематические («Смеховой мир детства», «История одного предмета» и др.). Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а также дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе принципа поливариативности;

- праздничные события и игровые тематические проекты («Ярмарка игр», «Остров дружбы», организация работы по выпуску детского журнала «Фотомастерская»). Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;

- совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, желания «быть хорошим»).

Кроме того, специфическая задача приобщения воспитанников дошкольного учреждения к детской субкультуре — формирование образа школьника как социально желаемой роли в будущем и готовности к ее позитивному принятию. Формирование готовности к новой социальной позиции — позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе, выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Несформированность на этапе дошкольного детства данного новообразования, даже при наличии необходимого запаса учебных умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, может привести к школьной дезадаптации.

К сожалению, особенности социальной ситуации развития ребенка-дошкольника на современном этапе: увеличение объема и характера информационного потока, в котором находятся дети, раннее обучение дошкольников, объединение и сужение разновозрастных связей в детском обществе, возрастающая инфантилизация ребенка в связи с детоцентризмом современной семьи — часто негативно сказываются на формировании одного из важнейших новообразований дошкольного детства.

Основные задачи, стоящие перед педагогами по улучшению социальной готовности ребенка к обучению в школе в процессе приобщения к детской субкультуре, следующие:

— формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне:

— создание условий для обретения личностью таких социально важных качеств, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.

Для этого можно использовать:

— традиционные формы работы детского сада и школы, в ходе которых происходит ознакомление с учебным заведением и расширение представлений детей о школьной жизни (экскурсии и целевые посещения школы, совместные занятия);

- формы работы, способствующие непосредственному сближению дошкольников и первоклассников (встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада, совместные праздники и трудовая деятельность), благодаря чему происходит также и знакомство детей со школьной субкультурой: модой, историей школьных принадлежностей, досугом учеников и миром их увлечений.

Таким образом, приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Библиографический список

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1991.

Алиева Т., Кудрявцев В. Ещё раз о природе детской субкультуры//Дошкольное воспитание.1997. № 3. С. 87-92; № 4 С. 64-68.

Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2000.

Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. СПб. 2001.

Иванова Н. О детской субкультуре// Дошкольное воспитание. 2004. №4. С. 34-36.

Иванова Н. Особенности и значение детской субкультуры// Педагогика. 2005. №7. С. 32-36.

Кон И.С. Ребёнок и общество. М., 2003.

Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника// Дошкольное воспитание. 1993. №1. С. 27-36.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1997.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.

Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. М., 1991.

Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избранные труды. М., 1999.
2023