Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Егорова Е.Г. Использование современных образовательных технологий (из опыта работы)

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Новое время ставит перед школой новые задачи. Стратегия модернизации общего образования ставит перед выпускником задачи «использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса».
В педагогический обиход прочно входит новое понятие – компетентностный подход. Одним из направлений общеучебных умений и навыков является  учебно-информационное.  Поэтому за основу своей деятельности я взяла современные технологии, которые в большей степени способствуют повышению эффективности процесса образования и воспитания.
Работа над темой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают расширить в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
В условиях сельской школы приходится совмещать работу учителя предметника и какую-то другую должность, в моем случае педагога-библиотекаря. Поэтому все новые технологии, которые я использую на уроках истории и географии, обязательно применяю и на библиотечных занятиях.
В своей работе использую следующие технологии:
- Проблемное обучение. Цель данной работы – показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделяю созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаю различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, Интернет.
Например, написать мини-сочинение рассуждение по истории «Как бы развивалась Россия, если бы Емельян Пугачев добился своей цели», «Петр I-великий реформатор или великий тиран». По географии «Ваше отношение к повышению уровня Чебоксарского водохранилища до 68 отметки».
Применяю уроки-диспуты, конференции. (Внеклассное занятие по географии «Семья в современном обществе», урок-диспут в 4 классе «Хотели ли бы вы иметь волшебную золотую рыбку?»
-Проектные технологии. Метод проектов развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. На уроках географии в основном я использую краткосрочные проекты, которые рассчитаны на один-два урока. Например, 11 класс по ходу изучения темы «Зарубежная Европа работают над проектом «Карлики Европы» В ходе проекта учащиеся узнают об особенностях карликовых государств Европы. Установочное занятие (запуск проекта) на первом уроке изучаемой темы, ходе которого класс делится на группы получая индивидуальные задания, затем учащиеся в течение некоторого времени работают вне учебных занятий, защита проектов вновь организуется на уроке. Такие проекты применяю в основном, когда необходимо систематизировать и обобщить знания большой темы, а также практическое применение изученной темы в различных областях деятельности человека.
Во внеурочной деятельности применяю проекты по историко-географической и краеведческой тематике. Поэтому ежегодно ребята из нашей школы занимают призовые места на районных краеведческих чтениях, стараясь провести качественно своё исследование и добиться результата. Ценность работы над проектом в том, что в процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.
Проект « река Большая Юнга». В ходе работы над проектом ребята узнают об экологической ситуации на нашей реке и об памятных местах расположенных вдоль реки.
Проект «Внутренние воды и охрана вод РМЭ». В ходе работы над проектом ученики узнают о реках, озерах, болотах нашей республики. А также выясняют источники загрязнения рек РМЭ.
Проект «Нужны ли детям журналы?»
Проекты с учащимися начальной школы: «Зеленая аптека», «Условия необходимые для прорастания семян кукурузы», «Загадки плесени».
- Тестовые технологии. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Я уже несколько лет работаю над усовершенствованием методики использования тестовых заданий для контроля за качеством знаний учащихся и убедилась в определенных их преимуществах. Конечно, в своей работе я использую тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях, но чаще всего разрабатываю их самостоятельно.
Чаще всего я использую тесты с выборочными ответами. Оптимальные тесты, содержащие 10-12 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. Активно использую географические диктанты, особенно в 8-9 классах, так как материал разнообразный и объёмный.
- Компьютерные технологии. Являясь во многом интегрирующей дисциплиной, география в наибольшей степени приспособлена для использования информационных технологий.
 При использовании ИКТ в своей деятельности выделила следующие направления:
·          Использование мультимедийных учебников для проведения уроков географии (разработано тематическое планирование с использованием ИКТ).
·          Создания презентаций по отдельным темам урока (создание презентаций к урокам при объяснении новой темы, закрепления и проверки знаний).
·          Использование интерактивных наглядных пособий, карт (для оптимизации работы учителя и учащихся на уроке).
·          Использование Интернет-ресурсов (справочников, энциклопедий и др. мультимедийных изданий в качестве дополнительных источников информации).
·          Создание банка данных авторских и ученических ЦОРов.
- Традиционные технологии преобладающим методом которого является объяснительно-иллюстративный. (Блиц-опросы).
Интересом у ребят пользуются страноведческие сайты, содержащие разнообразную образовательную информацию для учителей и их учеников.
Применяя разнообразные формы и методы работы на уроках (создание презентаций, буклетов, исследовательских работ, листовок) я добиваюсь хороших результатов качества знаний учащихся и 100% успеваемости.
Практическая значимость  заключается в том, что использование современных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Своеобразие и новина опыта заключается в том, что при использовании современных технологий повышается интерес к учебной деятельности и создаются условия для творческой мыслительной деятельности обучающихся.
Использование на уроках географии, истории и на библиотечных занятиях современных технологий является главным элементом образовательной системы развивающегося обучения для развития познавательной активности, мыслительной и творческой деятельности учащихся.
Использование на уроках и во внеурочной деятельности современных технологий повышает познавательную активность учащихся, способствует формированию навыков исследовательской деятельности. Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных олимпиадах, конкурсах, выполняют проекты по предмету. Применение информационно-компьютерных технологий на уроках биологии вызывает интерес у учащихся. Уроки становятся яркими, интересными.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Большую роль отвожу внеклассной работе по географии: проведениям недель географии, участию в школьных и районных олимпиадах, КВНах. На эту тему собран большой материал: всевозможные викторины, вопросы игр, выступления, набор олимпиадных заданий для 9-11 классов.
Результатами своей работы считаю достижения своих учеников в предметных олимпиадах и конкурсах.
Для усовершенствования своей педагогической деятельности вхожу в состав творческой группы естественнонаучного цикла. В ходе работы группы организовываются взаимопосещение и анализ учебных занятий, традиционные педагогические семинары, школьные конференции. Эти формы позволяют оперативно приводить мой профессионально-квалификационный уровень в соответствие с потребностями практики.
 Только постоянная и разносторонняя подготовка может обеспечить успех в работе, для этого я изучаю педагогического опыт педагогов-новаторов: О.В. Крыловой, И.И. Бариновой.
Опыт работы представлен:
1) на сайте МБОУ «Еласовская СОШ»
2) на сайте Социальная сеть работников образования
и т.д.
Главным итогом своей деятельности я считаю установление теплых, доверительных отношений с учащимися и осуществление с ними совместной плодотворной работы.
2019