НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Титова С. Ю. Как правильно воспитывать ребенка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


В данной статье мы поговорим о том, как же правильно воспитать ребенка, чтобы, как минимум не навредить своему чаду и, как максимум вырастить успешного и уверенного в себе человека. Некоторые родители придерживаются строгого воспитания детей, для таких родителей важны внешние успехи детей в области, например, занятий по рисованию или подготовки к школе, но это ошибка. Так как, гораздо важнее развивать именно эмоциональную сферу, что бы у детей сформировалось хорошее мнение о себе и окружающих, что бы они в будущем смогли полюбить себя и окружающих, чтобы ребенок вырос эмоционально здоровым. На первых порах воспитания детей, им нужно уделять довольно много времени и любви. Для этого именно родителям необходимо научиться правильно воспитывать своих детей.

Давайте же разберемся, что значит «правильно воспитать ребенка»?

Первое, что хотелось бы сказать - это то, что ребенок нуждается не столько в воспитании, сколько в вашем положительном примере. Потому что, как бы вы не воспитывали своего ребенка, он все равно будет поступать так, как поступаете вы. Как себя ведете вы, так же будут вести себя и ваши дети. Не требуйте от ребенка изменить свое поведение, не меняя свое!

«Дети учатся на примере взрослого, а не на его словах»

— Карл Густав Юнг

Воспитывая чадо, необходимо помнить, что слова и действия взрослых имеют колоссальное влияние. Они могут негативно сказаться на развитии прямо сейчас и иметь неприятные последствия во взрослой жизни. Правильное воспитание – это уверенность малыша в том, что близкие люди принимают и любят его любым.
Л.С. Выготский в своих исследованиях подчёркивал, что эмоциональное развитие ребёнка является «центральным звеном» психической жизни.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя:
·          развитие эмоционального реагирования;
·          развитие эмоциональной экспрессии;
·          развитие эмпатии;
·          формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;
·          формирование словаря эмоциональной лексики.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои характеристики.
С 1 года до 3 лет дети:
·          очень эгоистичны;
·          у них отсутствует эмпатия;
·          для них существуют только собственные желания и интересы;
·          присущ эгоцентризм;
·          важны только сиюминутные желания, нет планирования;
·          не умеет предвидеть последствия своих действий;
·          нет самоконтроля, неустойчивое эмоциональное состояние, может переходить от радости к истерике;
·          агрессивная реакция на трудности или невозможность получить желаемое.
В этом возрасте для ребёнка важна оценка взрослого. Ребёнок эмоционально реагирует на неё.
С 4 до 5 лет:
·          ребенок обладает достаточно разнообразным спектром эмоций;
·          может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д.;
·          доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.
·          возрастает потребность в друзьях, интерес к окружающему миру, ни на миг не прерывается созревание его интеллекта и эмоциональности.
·          стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.
·          ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать.
·          развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.
·          страхи, как следствие развитого воображения.
С 5 до 6 лет:
Дети старшего дошкольного возраста в целом имеют спокойный эмоциональный фон восприятия. Их чувства все еще непроизвольны и переменчивы, но восприятие уже не столь эффективно окрашено, как у малышей помладше.
В этом возрасте дети:
·          способны предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих;
·          умеют предугадывать оценку взрослых — похвалу или неодобрение — и переживают по этому поводу;
·          удаётся успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение;
·          им уже хорошо известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по отношению к близкому человеку;
·          не провоцируют сознательно конфликтных ситуаций.
С 6 до 7 лет:
·          ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка;
·          более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение;
·          активно развивается социальный интеллект — это способность человека правильно понимать своё поведение и поведение других людей в обществе;
·          развиваться социальные эмоции и нравственные чувства;
·          проявляется чувство долга, благодаря которому ребёнок опознает необходимость и обязательность правил общественного поведения;
·          организуется собственный опыт взаимодействия со средой и людьми.
Итак, выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста:
- ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями;
- ребёнок осваивает социальные формы проявления чувств и эмоций;
- чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более разумными и произвольными;
- в старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).
Подчеркнём, что эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактов может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.
Педагоги в детском саду создают условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Они знают, что эмоциональная сфера ребёнка интенсивно развиваются через:
·          ведущую деятельность дошкольников - игру;
·          выполнение совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты, различные поручения);
·          организацию ООД (организованная образовательная деятельность).
Но важно помнить, что для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения и в семье!
Несколько полезных советов, как правильно воспитывать детей для родителей:
1. Все родом из детства.
·          Объясняйте личную позицию на доступном языке. Ребенок должен понимать, на каком основании ему делают замечания. Правильно будет не ругать, а направлять. Вспомните, что тоже были в возрасте сына или дочери;
·          Отнеситесь к чаду с безусловной любовью и уважением;
·          Покажите, что считаете его личностью, проявите искренний интерес к его увлечениям;
·          Избегайте ошибок, допущенных собственными родителями.
2. Проблемы подлежат обсуждению.
·          Разговаривайте с ребенком! Разъясняйте «хорошо и плохо».
·          Если соврал, выясните, по какой причине. Одна честная беседа должна решить проблему. Психологи рекомендуют вести подобные диалоги с ребенком в первой половине дня, чтобы к вечеру «остыть», простить друг друга окончательно.
3. Семейные традиции играют важную роль в правильном воспитании.
·          Придумайте несколько уютных семейных традиций и придерживайтесь их.
·          Вместе гуляйте, читайте, готовьте, ухаживайте за домашними растениями, устраивайте пикники.
Это мелочи, из которых соткано счастливое детство.
4. У вас должна быть своя жизнь.
·          Роль родителя не может быть единственной. У нормального взрослого человека есть цели, планы, карьера, увлечения. Разумеется, сразу после рождения малыша трудно успевать саморазвиваться. Но необходимо постепенно возвращаться к интересным делам, отдыхать от повседневности, избавляться от стресса. Только в этом случае вы сможете правильно воспитывать ребенка без гневных срывов или апатии.
5. Воспитывать – значит направлять.
·          Прекратите делать за маленького ученика уроки, собирать сумку в школу, заправлять постель, складывать вещи в шкаф.
·          Не ходите за ним, напоминая о его обязанностях. Пусть забудет! Пусть на практике столкнется с последствиями! Психология называет это «контролируемыми ошибками». На их основе приобретается опыт, осознается ответственность.
·          Воспитывайте самостоятельного человека, способного выполнять прямые обязанности. Это правильный подход, который не омрачит счастливое детство.
6. Не гнаться за результатом, а наслаждаться процессом.
·          Не ставьте во главу угла безупречные результаты на разных кружках, медали с олимпиад, спортивных соревнований. От внешкольных занятий РЕБЕНОК должен получать удовольствие.
·          Хвалите даже за маленькие победы, поддерживайте в любых обстоятельствах.
7. Сравнения на пользу не идут.
·          отбросив постоянные сравнения с соседом Колей или дочкой своей подруги. Так развиваются комплексы! Маленький человек не обязан быть «правильным».
·          Развивайте лучшие черты характера своего малыша и бесконечно любите – вот родительская миссия.

Помните, вы уже были детьми, а дети еще не были взрослыми!

2022