НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Каблукова Л.А. Обучение в сотрудничестве на уроках биологии, химии в современной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


В нашей современной школе существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. На первом месте всегда был и будет обучающийся. Школа для учеников. Личностно-ориентированные технологии, на мой взгляд, это самые важные технологии в образовательном процессе. Каждый ребенок – личность и мы, учителя, обязаны обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия личностно-ориентированного развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
О личностно-ориентированном обучении в последнее время говорят практически все, но, как это часто бывает, понимают этот термин по-разному. Я считаю, что наиболее интересным на уроках биологии и химии является технология обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве – групповая работа обучающихся, которые работают вместе над решением какой-либо существующей проблемы или незнакомого вопроса. В современном мире большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики, возможно, прежде всего, благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации. Это приводит к тому, что условием успешной профессиональной деятельности становится умение работать в команде, решать комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку, а также умение организовывать взаимодействие нескольких команд. Именно поэтому технология обучения в сотрудничестве стала в последнее время одной из самых популярных стратегий обучения, так как она дает всем учащимся возможность активно участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, играть разные роли, учиться друг у друга, ценить разные точки зрения. Эта технология вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого обучающегося.
Технология обучения в сотрудничестве обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого обучающегося группы, предоставляет каждому из них возможность осознать, осмыслить новый материал.
Я определила для себя цель: развитие познавательной самостоятельности обучающихся через сотрудничество на уроках.
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Я остановлюсь на тех методах и приемах, которые использую в своей работе.
1. Подход с сокращенным названием «пила». Обучающиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем обучающиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал - это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Обучающиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе я могу попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
2.Обучение в команде. Этот метод уделяет внимание "групповым целям" и успеху всей команды при работе над темой, проблемой или вопросом, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. Вся группа заинтересована в усвоении, так как команда получает отметку одну на всех.
Я объясняю новый материал, а затем предлагаю ученикам закрепить его в группах. После выполнения заданий даю тест на определение зоны ближайшего развития. Тест выполняется индивидуально. Задания дифференцированы с учетом индивидуальных способностей учеников. Группы не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную "планку" и время её достижения. Оценку за тест суммирую на всех и объявляю группе общую оценку.
3. Учимся вместе. Класс разбиваю на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы - награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.
4. Исследовательская работа в группах. Самостоятельная деятельность обучающихся. Работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.
Таким образом, основные идеи всех вариантов - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивают максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то справедливо, если их усилия будут оценены одинаково.
Технология сотрудничества позволяет обучающемуся не только научиться работать в группе, в команде, но и улучшить свой уровень обученности, поскольку успех всей группы напрямую зависит от успеха каждого его члена. Соответственно, другие участники группы также заинтересованы в том, чтобы отстающие, слабые ученики улучшили свои собственные результаты.
В целом, технология сотрудничества имеет следующие преимущества:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3. У обучающихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
4. Учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
5. У обучающихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. - Казань
2. Бершадский М. Информационная компетентность.//Народное образование. - 2009 - №4. –
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко.
e-mail для связи: Vika66518275@yandex.ru
2018