НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кижапкина Е. И., Федоренко Т. А. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является очень важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школе, так и для комфортного общения с окружающими.
ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательной деятельности вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. Одна из эффективной и интересной технологии, которая позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует развитию речи и обогащению лексического запаса дошкольников является технология Синквейн, позволяющая быстро получить результат Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в игровой форме.
Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
- придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
- закрепляет знания о частях речи, о предложении;
- значительно активизирует словарный запас;
- совершенствует навык использования в речи синонимов;
- активизирует мыслительную деятельность;
- совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
- стимулирует развитие творческого потенциала.
Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом. Его желательно составлять впо каждой лексической теме, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас. Сначала планируем работу с детьми в парах, подгруппами и только потом – индивидуально. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Способы работы с дошкольниками с синквейнами.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
4. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».
5. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.
Примеры синквейнов составленные детьми:
Тема «Фрукты»
Красное, кислое, зеленое
Висит, созревает, опадает
Красное яблоко висит на дереве
Яблоко
Тема «Жизнь»
Длинная, счастливая
Течет, бежит, учит
Жизнь дана на добрые дела
Дорога
Когда дети приобретут опыт в написании данной технологии, можно организовывать выставки, конкурсы, поместить в раздевалке дополнив фотографией ребенка. Синквейн – интересное занятие, помогает самовыражению детей, развивает речь и мышление.
Список литературы:
1.       Акименко В.М.Развивающие технологии в логопедии.-Ростов Н/Д; изд.Феникс,2011.
2.       Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
3.       Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников».-Т.Ц. Сфера, 2005.
2021